Два берега Сысолы соединяет ветхий мост «повышенной опасности»

Жители бывших лесных поселков Исанево и Заозерье Сысольского района на «большую землю» вынуждены добираться через реку Сысола по аварийному мосту. Новый понтонный мост, который власти обещали установить в этом году, так и не «приплыл» на место эксплуатации.

5

Умирают, но не рождаются

Поселок лесозаготовителей Заозерье был основан сразу после войны — в 1946 году и расположился в 33 километрах от райцентра, через реку. На живописном берегу Сысолы были возведены первые три барака для рабочих. Под контору лесопункта построили двухэтажное здание.
Старожилы поселка еще помнят, как в 1947 году строили дорогу, по которой на лошадях женщины вывозили лес до озера. Тогда одновременно велось и строительство узкоколейки.
В советское время жизнь здесь кипела. В поселке имелся кирпичный завод, а также баня, столовая, школа, детсад, почта, магазины, библиотека и даже своя мельница.
— В 2006 году закрыли местный лесопункт — большинство мужчин осталось без работы, — говорит глава поселения Зайтуна Демина. — После этого население стало сокращаться. Кто-то совсем переехал из поселков, кто-то вынужден ездить работать на вахту, есть и те, кто занялся своим делом. В Исанево прописаны 92 жителя, а в Заозерье — 514 человек, в основном пенсионеры. За эти полгода умерли десять человек, и ни один не родился. За последние пять лет построили лишь два новых дома. Правда, два года назад в Заозерье построили врачебную амбулаторию. В Исанево сегодня нет фельдшера, поэтому участковый врач ездит туда из Заозерья. Бывшие поселки лесозаготовителей — в списке неперспективных населенных пунктов. Хотя о закрытии поселков и речи нет.

Заречье — в заложниках

— Но настоящая головная боль — состояние старого моста, соединяющего два берега Сысолы, — продолжает Зайтуна Газизовна. — Этот мост — единственная артерия, соединяющая почти шестьсот жителей двух поселков с внешним миром. Сегодня мост в удручающем состоянии, поэтому существует ограничение движения. Для большегрузной техники (свыше трех тонн) проезд запрещен. На следующей неделе мы планируем подремонтировать самый опасный участок моста, поменять обветшалый бревенчатый настил.
Мост-«ветеран» с каждым годом изнашивается все больше, во время паводков он повреждается льдом. Но из-за нехватки средств (бюджет поселения в этом году — всего 2,5 млн рублей) местная власть не в силах его постоянно ремонтировать. На зимнее содержание моста деньги выделяются из дорожного фонда (как ледовая переправа), а в навигационный период их изыскивают в статье «благоустройство».
Жители заречной территории каждый год становятся заложниками ситуации, а в межсезонье оказываются в полной изоляции. Почти каждую весну многострадальный 100-метровый понтонный мост «уплывает». Бывало, что водная стихия отрывает сегменты мостового сооружения и уносит вдоль берега или же поврежденный понтон вовсе затягивает под воду. Такое случается и осенью.
По мнению местных жителей, наладить круглогодичное сообщение с внешним миром поможет новый надежный и безопасный мост, которого ждут уже не один год.

До места не доплыл

По словам главы поселения, 75-метровый понтонный мост, который был построен на Вологодском заводе речного машиностроения, на данный момент находится в сыктывкарском поселке Выльтыдор в охраняемой акватории.
Власти надеялись, что в паводковый период 2016 года мост прибудет по реке до поселка. В СМИ были даже указаны конкретные даты перегона моста. Но попытка доставки нового моста в поселок в мае этого года успехом не увенчалась. Низкий уровень воды в районе поселка Яснэг не позволил катеру пройти данный участок. Габариты сооружения большие, поэтому его невозможно доставить каким-либо другим видом транспорта. Теперь придется ждать очередной паводковый период.
До транспортировки объемного сооружения власти должны провести работы по подготовке подъездов к мосту. Причем, что удивительно, один берег реки находится в муниципальном ведении, а другой — в республиканском.

«Просроченный» заказ

Новый мост, стоимостью почти 30 миллионов рублей, был заказан в Вологде, и его строительство должно было завершиться еще летом прошлого года. Однако у заказчика, которым выступал почему-то неизвестный питерский предприниматель (в СМИ отмечалось, что строительство моста осуществляется за счет средств СЛДК), неожиданно возникли финансовые проблемы при расчетах с заводом-изготовителем. В ноябре прошлого года в СМИ появилась информация, что неоплаченными остаются еще около шести миллионов рублей.
В начале этого года врио главы Коми Сергей Гапликов во время своей рабочей поездки в Сысольский район заверил местных жителей, что вопрос с финансированием решен, а новая переправа появится в Заозерье в текущем году.
Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники