Многие женщины подвержены порочной страсти, которая сродни алкогольной зависимости

«Моя сестра каждый выходной проводит в гипермаркете. Туда же тащит за собой мужа и дочь. Там они проводят весь день — бродят по магазинам, обедают, смотрят кино, а ребенка отправляют в игровую комнату. Раньше они вместе ходили в лес на лыжах, в театр, в гости к друзьям. Теперь — только шопинг, больше никаких интересов», — рассказывает сыктывкарка Татьяна Ивановна.


По словам Татьяны, ее сестра покупает все подряд, шкафы в квартире забиты, часть вещей она потом раздает. Из-за этого в семье возникают конфликты. Денег не хватает (они с мужем платят ипотеку), а тут такие бессмысленные траты! И мама, и муж пытались ее стыдить — бесполезно. Муж перестал давать ей деньги — она взяла в банке кредитную карту и влезла в долги…
Иногда она находит себе оправдание — мол, в юности, в 90-е годы, у нее ничего не было, а хотелось.

Рок изобилия

— Читая эти строки, наверняка многие женщины узнали себя. Ну, пусть не полностью, но в некоторых чертах, — комментирует письмо психолог Лариса Котова. — Действительно, сегодня появилась страсть к шопингу. Ее еще называют молломанией (гиперманией). Посмотрите, Сыктывкар (как, впрочем, и многие города России) на въездах окружен гипермаркетами. По выходным там не протолкнуться, а на парковке не хватает мест для машин…
Страдают гиперманией, как правило, женщины. Они не мыслят себя без таких походов и снимают ими стресс. Со временем они вполне могут присоединиться к огромной группе психически нездоровых людей, страдающих синдромом компульсивного шопинга — это заболевание не легче страсти к азартным играм. (Для лечения последней зависимости требуются месяцы медикаментозной терапии).
Такие люди не могут пройти мимо распродаж, зависимы от различных брендов, совершают немотивированные покупки. Одна из главных причин гипермании — потребность повысить самооценку. Женщине кажется, что, купив именно эту сумку (джинсы, шубу, обувь), она будет выглядеть современно, модно, стильно…
Журналы, социальные сети, ТВ — все подталкивают нас купить очередной «хит сезона». Рекламщики внушают нам, что мы хотим именно эту вещь. Они используют наши страхи, пороки, внутренние противоречия.
Индустрия рекламы придумывает все новые и новые способы, как завлечь нас в сети гипермаркетов. Многие женщины утверждают, что присутствие среди такого количества товаров и осознание возможности их приобрести серьезно помогали им поднять самоуважение.

На грани допустимого

Психологи составили список основных симптомов шопоголизма:
— тебе необходимо купить какую-то вещь, пусть даже мелочь (заколку, тени, носки), но, как минимум, раз в неделю;
— постоянно следишь за новинками на сайтах, где можно заказать одежду/обувь/косметику;
— когда какая-то вещь тебе понравилась, забываешь о семейном бюджете. Часто одалживаешь деньги на покупку или берешь в рассрочку, но хочешь получить желаемое здесь и сейчас;
— тебе легче перетерпеть ссору с мужем из-за превышения лимита на растраты, чем отказаться от очередной пары туфель. Утешаешь себя мыслью, что кредитка все окупит или что в следующем месяце ты будешь экономней;
— тебе стыдно признаться своим близким, сколько денег тратишь на шопинг.
Если у тебя оказалось больше двух совпадений, это сигнал тревоги. Пора задуматься, что вещи занимают слишком много места в твоей жизни.

Моника Беллуччи и другие фантазии

Стремление к покупкам, вещизм и ощущение, что «мне мало, мало, мало», заменяет другие потребности нашей личности, которые мы по каким-то причинам игнорируем. Как и с лишним весом, когда мы едим, чтобы порадовать себя, подарить себе кусочек счастья, так и с покупками — мы покупаем эмоции, чтобы ощутить себя красивой, желанной, любимой. Нам кажется, что в этом платье мы будем как Моника Беллуччи. Фантазии о том, как изменится наша жизнь, подталкивают нас к очередной покупке.
Придавая излишнее значение одежде, мы чувствуем себя некомфортно без модных вещей, так как привыкли отождествлять свою привлекательность только с ними. Часто, будучи недовольны своим телом, мы компенсируем его недостатки дорогими вещами. Например, шикарная шуба или брендовая сумка дарят нам иллюзию статусности и значимости. Хотя Стив Джобс вообще любил ходить босиком, а известные модели в свободное от работы время носят простые джинсы и белую футболку.
Неуверенность в себе не спрятать за стильными очками, это мы наполняем вещи смыслом, а не они нас.
Но может быть, следует найти себе другое увлечение?
Забота о своем теле, творческая самореализация, дети, любимый мужчина рядом достойны гораздо большего внимания, чем очередной поход на шопинг.

ПОСТСКРИПТУМ

Прочти перед выездом в гипермаркет!

— перед началом похода обязательно поешь — иначе похудеет твой кошелек;
— воздержись от кофе, попкорна и фастфуда в гипермаркете;
— составь список нужных товаров и неукоснительно следуй ему;
— ограничь себя во времени, потраченном на покупки;
— не ходи за покупками в плохом настроении или при недостатке времени;
— отмерь бюджет и не вылезай за него, а лучше всего не брать с собой много денег или оставить дома кредитную карточку.

Александра КОСТРОМИНА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники