При форсировании Печоры сельчане несут потери

Работу грузопассажирского парома «Ивашка Ластка» жители зареченских сел Усть-Цилемского района с первого же дня восприняли в «штыки». Многих устьцилемов возмутили правила, которые установлены на речном судне.
— Люди, ехавшие на пароме до Пижмы и Цильмы, вынуждены были покинуть свои машины и платить за проезд как пассажиры еще 50 рублей, — рассказывают зареченцы. — 6 июня картина повторилась. Причем пассажиров попросили покинуть машины и пройти в трюм.

9NqBqVM2CM8

«Ивашка» за 25 миллионов

У парома «Ивашка Ластка» — «особая» история. Сначала устьцилемам «впарили» с недоделками судно, которое было заказано за 25 миллионов бюджетных рублей на архангельской судоверфи. Пока речной транспорт преодолевал бюрократические пороги, прошли два навигационных сезона.
А необходимость приобретения этого плавсредства возникла после введения правительством России в 2012 году обязательного лицензирования паромных перевозок.
— До этого многие годы устьцилемов перевозили на грузовом пароме, — говорит директор ООО «Усть-Цильмаагропромсервис» Алексей Булыгин. — Речными перевозками я занимаюсь уже десять лет. В этом году у администрации района мы арендуем за шесть с половиной тысяч в месяц новый грузопассажирский паром «Ивашка Ластка». Три раза в день выполняем рейс Усть-Цильма — Синегорье, перевозим жителей цилемского и пижемского кустов. На грузовом судне люди платили только за перевозку транспорта. Теперь же надо оплачивать и пассажирские билеты. Это и вызывает недовольство. Стоимость билета — 50 рублей в одну сторону — установлена Службой по тарифам. А за ручную кладь денег мы вообще не берем: понимаем, что жители сел и деревень — это в основном малоимущие. В ближайшее время совместно с руководством района будем решать вопрос и по перевозке льготников.

Остров невезения

— Напрямую до другого берега — всего около километра, — продолжает Алексей Иванович. — Но приходится объезжать нанесенный песком остров напротив села Усть-Цильма. В объезд получается не менее 10 километров. А это и время, и дополнительные расходы. Однако понесенные затраты нам не компенсируют. Мы действительно просим пассажиров покинуть салоны машин во время рейса на пароме, но это не наша прихоть, а правила безопасности, которые распространены на все лицензированные речные суда. За нарушение перевозчикам грозит штраф.
По словам А. Булыгина, как только вода спадет и войдет в обычное русло, предприятие намерено обустроить причал, сделать навес, скамеечки.
По техническим данным, на пароме разрешается перевозка транспорта общим весом 23 тонны. Это один груженый КамАЗ или пять «Газелей». В связи с этим, бывает, на берегу техника выстраивается в очередь. Зато пассажирский трюм вместимостью 50 человек, наоборот, не заполняется. Кроме того, паром тихоходный — 6,5 км/час. Если огибать песчаный остров, до другого берега приходится плыть свыше двух часов.

«Мы с тобой — два берега»

Вопрос речных перевозок Усть-Цилемского района обсуждался и на недавнем Совете глав муниципальных образований. Чтобы избавиться от злополучного острова, по мнению районной власти, нужно проводить дноуглубительные работы. Второй выход — перенести переправу Карпушовка — Нерица, тем самым соединив одной переправой населенные пункты Нерица, Синегорье, Замежная и Трусово. Теперь на эти населенные пункты работают два парома, а жители Нерицы вынуждены переправляться через Печору на открытой моторной лодке. Но чтобы соединить эти поселения одной переправой, придется построить дорогу (15 км) от Пижемского тракта до Коровьего Ручья.
— Раньше на всех мелких речных местах работали земснаряды — углубляли дно, — продолжает Алексей Булыгин. — Теперь этого нет, и через два-три года Печора близ Усть-Цильмы будет несудоходной. Песчаный остров уже зарос кустарниками. Такие острова нужно убирать еще в «зародыше», разрушать…
Много лет жители поселения Нерица на свой страх и риск переезжали через Печору на лодке с частником. «Речной таксист» из Коровьего Ручья за двести рублей перевозит всех желающих. Лодкой пользуются и школьники, которые вынуждены обучаться и проживать за рекой, в пришкольном интернате.
Как сообщил «Трибуне» глава поселения «Нерица» Сергей Бабиков, этим летом лодочная проблема должна-таки решиться. Ведутся переговоры, согласуется график, чтобы жителей Нерицы организованно перевозил паром. А пока жители добираются в райцентр на лодках (почти 30 км).

Покойники в списках избирателей

Хуже всего приходится жителям самого отдаленного поселения — Ермица. В навигационный период в райцентр из Ермицы можно попасть только водным путем.
— От нас до соседей, до Нарьян-Мара, 100 километров, а до райцентра — 200 километров, — говорит глава поселения Светлана Канева. — За каждой бумагой жителям нужно ехать в райцентр. У нас курсирует оборудованный 28-местный катер «Вангыр», а также частник на катере «Мираж». Но для жителей трех наших поселений — Ермица, Харъяга и Леждуг — цены за проезд неподъемные. Например, чтобы официально получить статус безработного, встать на учет, нужно ехать в райцентр, а билет на «Вангыре» в одну сторону стоит 1850 рублей. На катере (с частником) — 2,5 тысячи.
Отдельный и очень страшный «сюжет» — это мертвецы: всех умерших сельчан надо везти на вскрытие в райцентр.
— Многие умершие у нас числятся как живые, они даже учитываются в списках избирателей! А все потому, что тело не вскрывали, нет свидетельства о смерти, — продолжает Светлана Анатольевна. — Это дико, мы бьем во все колокола, но не можем достучаться. Недавно в поселении умерла 47-летняя женщина — схоронили без вскрытия. Семья малоимущая, у родных не оказалось денег, чтобы доставить тело в морг. А поскольку в семье воспитывается несовершеннолетний ребенок, пришлось через суд восстанавливать пенсию по потере кормильца. Но чтобы ехать на судебное заседание, тоже нужны деньги на билет (к тому же надо везти еще и двух свидетелей). Кроме того, в нашем районе нет патологоанатома, он один на два района — Ижма, Усть-Цильма (проживает в Ижме и работает по совместительству терапевтом — Авт.).

Кто не успел, тот опоздал

У катера, курсирующего по маршруту Щельяюр — Чаркабож, неудобное расписание, возмущаются жители припечорских сел. Катер выезжает из Щельяюра уже в половине первого дня. К этому времени многие не успевают справить необходимые дела на «большой земле». Ведь многие в райцентр из отдаленных сел едут в больницу, а там, как обычно, очереди.
Позвонившая в «Трибуну» пассажирка одного из таких рейсов привела пример того, как возят пассажиров на речном транспорте в Ижме. По ее словам, на прошлой неделе семья на своей машине добралась до Щельяюра, а оттуда планировала до Брыкаланска доехать на катере. По приезде женщина с ребенком и вещами из машины пересела на судно, а пока муж с другим ребенком припарковывал свою машину в поселке, катер… уплыл. На просьбу пассажиров подождать хотя бы пять минут остальных членов семьи капитан не отреагировал. По словам звонившей, на судне в тот момент находились всего пять пассажиров.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники