Банкротство автоперевозчика — дело рук криминалитета и коррумпированных чиновников, считает Наталья Занегина

25 октября страна отметит День работников автомобильного транспорта. Это — профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг.

занегина
Председатель профкома автотранспортников:

«У нас есть документы, изобличающие махинаторов».

Праздник со слезами на глазах

В канун праздника мы беседуем с председателем профкома Сыктывкарского ПАТП Натальей Занегиной.
— Наталья Владимировна, в праздник принято поздравлять коллег, чествовать передовиков, благодарить за труд ветеранов…
— Все это запланировано и будет, только не у всех. Вот только что руководитель предприятия Сергей Ситников фактически выгнал коллектив на улицу, отказавшись предоставить актовый зал для проведения собрания. Видимо, придется вручать награды под открытым небом…
— Разве конфликт не разрешился? Ведь его улаживало едва ли не все наше руководство во главе с губернатором Вячеславом Гайзером и председателем правительства Владимиром Тукмаковым. Они обещали чуть ли не золотые горы всем перешедшим в частные предприятия, социальный пакет всем уволенным…
— Обещаний и увещеваний было с избытком. А еще — угрозы и давление со стороны руководства предприятия. В письме, направленном на днях профсоюзной организацией врио главы РК Сергею Гапликову, работники предприятия пишут, что их самыми разными способами вынудили перейти в созданные криминальные конторы, которые организовал криминальный менеджмент под руководством Валерия Веселова. А «Альфа-транс» находится в стадии банкротства, имущество распродается…
— На ваш взгляд, с какой целью это делается?
— Наши менеджеры высших эшелонов власти уверовали в то, что пассажирские перевозки способны организовать только предприимчивые люди типа Веселова. Дескать, государство не может сделать пассажирские перевозки рентабельными, это по силам только предпринимателям. Вот и решили отдать под его управление весь арсенал ОАО «Комиавтотранс». А для этого подвели предприятие под преднамеренное банкротство. И этим дискредитировали власть снизу доверху. Если до 19 сентября коллектив «Альфа-Транса» был убежден, что криминал только их предприятие подмял, то после ареста Гайзера и его «сподвижников» в лице Ромаданова и Веселова многих постигло полное разочарование. Правда, еще есть надежда на перемены…

«Теневые» деньги

— А вы не слишком резко высказываетесь по поводу задержанных руководителей республики, пусть и бывших? Суда еще не было, и пока они только подозреваемые.
— Увы, мы на примере «Альфа-Транса» видели, как криминал захватывает предприятие, публично, в том числе и через «Трибуну», сообщали властным структурам о происходящем, обращались в правительство и лично к Вячеславу Гайзеру с письмами и просьбами присмотреться к происходящему, предлагали схемы выхода из положения еще три года назад! Однако это был глас вопиющего в пустыне.
— И все же обвинение в преднамеренном банкротстве — это сильно сказано…
— Наши предложения были отправлены во многие инстанции, вплоть до силовых структур, предлагались схемы бездотационного управления сегментом пассажирских перевозок в столице Коми. Мы доказывали, что при грамотной организации работы объем доходов только в Сыктывкаре может достигать миллиарда рублей — это подсчитали специалисты. Увы, эти деньги по большей части оказались «в тени», приобрели криминальный оттенок.
— Можете привести конкретные факты?
— В настоящее время уволенные из «Альфа-Транса» специалисты работают в созданных конторах почти нелегально, законодательство на них не распространяется, налоги платятся с минимальной ставки, зарплату выдают черным налом. Бюджет недополучает большие деньги, пенсионный фонд — необходимые отчисления. Разве это не криминальные структуры?
И все это происходит при попустительстве правительства, поскольку «Комиавтотранс» — это государственная собственность, хозяин ему — республика в лице главы региона. И при этом предприятие получает субвенции через СПБ (социальные проездные билеты), возмещение выпадающих доходов.
— Председатель правительства Владимир Тукмаков весной утверждал в прессе, что создано около десятка частных предприятий, которые являются альтернативой для громоздкого и нерентабельного предприятия «Альфа-Транс». И все будет хорошо: автобусы станут четко соблюдать график, появятся новые маршруты. Разве его слова разошлись с делами?
— Проведенные прокуратурой проверки показывают, что перевозки в городе осуществляются с грубейшими нарушениями. Медосмотр водителей перед выходом на маршрут не проводится, график движения не контролируется. А чтобы заработать, водители вынуждены перерабатывать, нарушать правила дорожного движения. Только за восемь месяцев с начала года было выявлено 581 нарушение, причем свыше восьмидесяти — из-за технических неисправностей автобусов. Это значит, что жизнь и здоровье пассажиров каждый день подвергаются опасности!
Администрация города «из благих побуждений» чуть ли не все отдала на откуп частникам. В результате там, где требуется сотня автобусов, работают двадцать. В час пик теперь в автобус не влезть, зато в другое время приходится его дожидаться чуть ли не часами.
— Зато частник не требует возмещать ему выпадающие доходы, то есть давать дотации.
— Это чистая махинация умненьких менеджеров. Тариф на проезд в Сыктывкаре разработан и защищен на условия работы большого автотранспортного предприятия «Альфа-Транс», где учтены все затраты: содержание ремонтной базы, различных служб, социальные гарантии работников. Частник, который не содержит механика, ремонтную базу, гаражные помещения, службу контроля, медиков, контролеров, несет меньше затрат. Ни один из них не смог защитить тариф даже в 13 рублей, но тарифная служба утвердила предельный размер тарифа на проезд даже не 20, а 26 рублей! Спросите, на что расчет?
— И на что же, по-вашему?
— Все очень просто. В создавшейся ситуации перевозчику выгодно, чтобы ситуация становилась хуже. Население будет жаловаться, администрация – принимать меры для улучшения. Под шумок, поскольку частник заявит, что условия выполнить невозможно, будет принято решение переходить на новый тариф. И перевозчик либо перейдет на тариф в 26 рублей, либо получит компенсацию из бюджета. Он сегодня и так работает не с теми затратами, которые вложены в тариф, имеет неучтенную прибыль.

«Автобусная мафия»

— Из сказанного вами вытекает, что мы имеем дело если и не с мафией, то, как минимум, с людьми некомпетентными, не понимающими, что делают?
— Хотелось бы думать, что — с простаками, но в это как-то не верится. Особенно — после ареста руководства республики. Похоже, что банкротство главного перевозчика в столице Коми — это запланированная акция ОПГ и мы имеем дело с преступлением. На эти мысли наводит опыт общения с руководством «Альфа-Транса» и правительства.
Как уже говорилось, мы направляли предложения по выходу из положения, и у нас есть документы, которые говорят о том, как создавались схемы по выводу перевозок из-под общественного контроля.
Менеджмент «Комиавтотранса» предложил несколько вариантов улучшения ситуации, и из трех предложенных был выбран самый коррумпированный. Главным достижением здесь было то, что фактически ликвидировалось влияние профсоюзной организации. Что и было сделано. Сейчас коллектив разбит, профсоюз фактически изгнан, изнутри новую организацию фактически никто не контролирует.
— А имущество предприятия сейчас чье?
— Идет процедура банкротства. Как правило, в таких случаях распродается все ценное, чтобы рассчитаться с долгами. Думаю, имущество должно было попасть к главному предпринимателю республики господину Веселову, который стоял за всей этой историей. А уж кому он подчинялся – это будет интересно узнать всем. Наверное, скоро мы увидим преемника, и все станет понятно.
— А вдруг Веселов никакого отношения к ОПГ не имеет и все это наговоры?
— По большому счету, коллективу «Альфа-Транса» глубоко безразлично, кто стрижет купоны от выручки, получаемой предприятием. Мы надеемся, что новый руководитель республики обратит внимание на то, что «Альфа-Транс» является составной частью государственной компании «Комиавтотранс», за которую несет ответственность и он лично. И он просто обязан обратить внимание на то, как от его имени этой собственностью распоряжаются чиновники и назначенный ими менеджмент. Они должны организовать перевозки пассажиров так, чтобы было удобно и хорошо людям и, главное, не подвергать их опасности.
А мы — коллектив и профсоюзы — готовы помочь навести порядок в этой сфере.
— Значит, вы надеетесь, что врио главы не оставит обращение коллектива «Альфа-Транса» без внимания?
— Проблема с перевозками пассажиров очень остро стоит не только в Сыктывкаре, но и во многих районах республики. И ее надо решать, не откладывая в долгий ящик. Думаю, все это сейчас понимают.

Беседовал
Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники