Что происходит за воротами нового завода?

Еще в 90-е годы в столице Коми закрылись швейная и мебельная фабрики, обанкротился Сыктывкарский механический завод, исчезли другие производства.
Последним грандиозным прожектом, который намеревались реализовать на базе СМЗ в середине 90-х годов, была сборка венгерских автобусов марки «Икарус». Увы, из этой затеи ничего не вышло. После признания предприятия банкротом на огромной заводской территории начали строить жилые дома.

Евгений Соболев показывает территорию завода.

Даешь сто кранов?

Когда стало известно, что на месте бывшего СМЗ появилось новое предприятие, многие отнеслись к этому скептически.
Завод по производству башенных кранов глава региона торжественно презентовал перед 95-летием
республики. Он заявил тогда, что предприятие будет выпускать более сотни кранов в год. Это обещало новые рабочие места для горожан и налоги в казну города. Однако «презентованный» общественности первый кран вскоре куда-то «исчез», а с ним — информация о том, что же происходит за забором разрекламированного завода…
Недавно журналисты «Трибуны» по просьбе наших читателей посетили новый завод.

Работники монтируют сварной узел.

Чтоб построить небоскреб…

Завод находится в двухэтажном здании, расположенном за ажурным забором в глубине жилого массива в районе, примыкающем к территории аэропорта.
На проходной — турникет. Дежурный за окошечком вызвал главного инженера. Нас пригласили пройти внутрь, чтобы увидеть все своими глазами. Нашими гидами по очереди были директор Дмитрий Попов и руководитель проекта по производству кранов Евгений Соболев.
Мы удивились: перед нами был большущий цех, каких нам давно видеть не доводилось, по крайней мере в Сыктывкаре. В заводском цеху было шумно, сверкала сварка, гудели станки, ездили какие-то маленькие погрузчики, рабочие в одинаковой униформе что-то мастерили. В общем, работа кипела…
Оказалось, цех работает с момента запуска в августе 2016 года, трудится здесь полсотни специалистов. На конец прошлого года произведено 12 кранов, которые разошлись по стране — в Ижевск, Красноярск, Новосибирск, Москву, два потребовались на предприятиях республики. Эти краны считаются самыми современными: они могут возводить даже небоскребы (стрела наращивается до 270 метров высотой), поднимать грузы от 5 до 15 тонн и работать при температуре до минус 40 градусов аж до 70-го этажа!
Как рассказал руководитель проекта Евгений Соболев, инвестор купил в Неаполе один из современных заводов и разместил его в Сыктывкаре на базе существовавшего на тот момент завода металлоизделий. После выхода на полную мощность здесь предполагается выпускать от 100 до 150 башенных кранов в год при полной загрузке. Планы, как говорится, большие, но пока они в стадии реализации.

Итальянские технологи контролируют качество.

 

Угол падения

В советское время в России ежегодно производилось порядка четырех тысяч кранов различной мощности. При грандиозном размахе строительства их остро не хватало — требовалось пять тысяч! Незадолго до пресловутой перестройки началось строительство огромного завода в Ржеве — он как раз и должен был выпускать недостающую тысячу кранов. Однако после развала СССР потребность в строительной технике резко упала. Ржевский завод сейчас в стадии банкротства. Стали закрываться и другие такие заводы. При этом изношенность имеющихся сегодня кранов, по официальной статистике, составляет порядка 80 процентов. И в последнее время все чаще появляются сообщения о «падающих кранах».
Если краны будут востребованы, то продукция сыктывкарского завода станет расходиться как горячие пирожки на большом базаре. Но ближайшие перспективы пока не очень хорошие — сократились объемы жилищного строительства. Тем не менее, Евгений Соболев смотрит в будущее с оптимизмом, рассчитывая на заказы от предприятий нефтегазового комплекса, а также на то, что рано или поздно строительный сектор снова начнет расти.

Трудности роста

На сегодняшний день на три четверти краны сыктывкарской сборки состоят из деталей отечественного производства. Да и в целом завод работает по программе импортозамещения. По мнению клиентов, купивших краны в Сыктывкаре, наши явно превосходят итальянские по многим параметрам. А главное — они адаптированы к северным условиям. О том, что завод куплен в Неаполе, напоминает лишь присутствие в цехе двух итальянских технологов, следящих за качеством.
По словам директора Дмитрия Попова, замена итальянских комплектующих на отечественные позволяет снизить себестоимость изделий без потерь в качестве. А конструкции крановой башни и стрелы изготавливаются в основном из металла российского производства, что дает возможность расширить температурный режим эксплуатации до минус 40 градусов.
Как отметили наши экскурсоводы, на заводе остро ощущается нехватка квалифицированных кадров. Если в советские времена тех же токарей готовили в 18-ти региональных техникумах и училищах, то сегодня — только в Усинском политехническом техникуме. Ежегодно там выпускают два десятка «станочников», но они востребованы на предприятиях нефтегазового комплекса.
В Сыктывкаре нужных специалистов сегодня нет, а из тех агентств, с которыми приходится работать кадровой службе завода, если и могут прислать человека с «корочками», то без должной квалификации.
Естественно, мы задали вопрос об обещанном выпуске 120-ти кранов в год. И получили ответ, что скачок в увеличении выпуска пока невозможен. Причин много, в том числе и кадровая. Но предприятие функционирует, совершенствуется технологический процесс, накапливается опыт, устанавливаются связи. Поэтому у нового завода все еще впереди…

Сергей МОРОХИН,
Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники