Эксперимент с перекройкой административных границ обернулся полным фиаско

«Коми в лаптях не ходят»

В России бушует экономический кризис, усугубленный пандемией. Политтехнологи, что называется, «извертелись на пупе», дабы хоть чем-то отвлечь народ от реальных проблем. Один из способов – вброс в информационную повестку вопроса о перекройке административных границ. В результате неожиданно (и вроде совсем некстати!) появилась тема объединения Ненецкого автономного округа с Архангельской областью.

«Кино» и ненцы

В Ненецком округе мало людей (44 тысячи), зато много нефти. Доходы на душу населения здесь гораздо выше, чем в соседней области, где проживают 1 млн 100 тысяч человек, но, чтобы «пристегнуть» НАО к Архангельску, в обоих субъектах нужно провести отдельные референдумы. И если всего несколько тысяч взрослых имеющих право голоса жителей округа скажут «нет», идея с треском провалится. А судя по настроениям местного населения, это вполне вероятно.
Масла в огонь добавил и вице-спикер парламента НАО Матвей Чупров, предложивший объединить не два, а три субъекта, включая Республику Коми. Возможно, господин Чупров решил затеять некую дискуссию, чтобы просто потянуть время. Но в Коми это заявление вызвало бурную реакцию. Не только представители коренного этноса, а и большинство жителей региона понимают, что, если республика потеряет свой суверенный статус, она окончательно превратится в глубокое захолустье. Так что это «кино» вряд ли прокатит. Особенно на фоне массового недовольства людей из-за резкого падения уровня жизни.
Кстати, протестным настроениям в Коми во многом поспособствовал и Шиес, куда предполагалось свозить московский мусор. Эта безумная «мусорная» идея разбудила «сонную» провинцию. В результате одним Шиесом были «убиты» сразу два губернатора – Орлов и Гапликов, чьи рейтинги в последние пару лет оказались «ниже плинтуса».
Остается надеяться, что у властей все же хватит ума не затевать в столь сложное время опасные маневры в отношении Республики Коми. Тем более что у нас уже есть опыт подобного объединения. И этот опыт – отрицательный.


Сама история «экспериментально» доказала, что проект создания северного «суперрегиона» обречен на провал. О том, как это происходило почти 100 лет назад, рассказывает директор Института языка, литературы и истории Коми научного Центра Игорь ЖЕРЕБЦОВ.

«Сырьевой придаток»

В 1921 году образовалась Коми автономная область. А уже через год, в 1922-м, появилась идея создания Северо-Восточной области, куда вошли бы три губернии – Архангельская, Вологодская, Северо-Двинская, а также Коми АО.
Депутаты второго съезда Советов Коми АО, который состоялся в декабре 1922 года, выступили против этой инициативы.
Так, делегат В. Чуистов сказал: «Это будет чревато различными отрицательными последствиями: если мы войдем [в область], то умалится наша самостоятельность, мы встанем на мертвую точку в смысле экономическом, национальном и потеряем юридические права». Будучи под влиянием Вологды или Архангельска, Коми «не подняться» ни в культурном, ни в хозяйственно-экономическом отношении, говорили депутаты. Разговоры об «общности интересов» и «объединении ресурсов» регионов коми политические и общественные деятели поднимали на смех. («Если наша общность заключается в том, что и они, и мы ходим в лаптях, – хотя коми в лаптях не ходят, – то эту общность надо как можно скорее изжить»).
9 января 1925 г. руководство Коми АО категорически отказалось от вхождения в Северо-Восточную область, указывая, что уже созданные органы еще не сформированной Северо-Восточной области вполне определенно решили оставить Коми область в качестве «сырьевого придатка» для Архангельска, ориентированного на лесной экспорт.
В декабре 1928 года в Москву отправились представители руководства Коми АО – Г. Козлов, В. Юркин и И. Коюшев. Они побывали у Сталина и пытались отговорить его от этой затеи. Тот выслушал «ходоков», но и только. Переубедить вождя не удалось.

«Деревянный Донбасс»

В 1929 году был создан Северный край с центром в Архангельске в составе Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской губерний и Коми автономной области.
Краевая власть получила значительные полномочия в формировании бюджета Коми АО, от нее зависели размеры финансовых поступлений от РСФСР и Северного края. Ведущие промышленные и торговые предприятия Коми АО были подчинены краевым властям. Коми руководство должно было беспрекословно выполнять указания, сыпавшиеся из Архангельска. А те сводились главным образом к тому, чтобы трудящиеся Коми АО, забыв про все, заготавливали лес для архангельских заводов. «Борьба за лес – это есть также борьба за зажиточную жизнь коми колхозников и всех трудящихся, основной фронт классовой борьбы» – вот главная мысль указаний краевого руководства. Коми АО стремительно превращали в «деревянный Донбасс».
К создававшимся на территории Коми АО новым отраслям промышленности (угольной, нефтяной) местные власти и местное население оказались мало причастны. Этим занимались совсем другие органы. Руководство Коми АО находилось в роли стороннего наблюдателя. Декларировавшийся в официальных документах суверенитет национальной государственности растворялся в ведомственных интересах. Автономный статус стал восприниматься его как абсолютно формальный, «бумажный». Краевые органы власти не были заинтересованы в том, чтобы ставить перед российскими или союзными министерствами вопросы об экологии Коми АО, о вреде однобокого, нацеленного на добычу сырья промышленного развития, о недостаточном финансировании культуры, науки, социальной сферы…
В общем, когда в 1936 году Коми АО стала автономной республикой и вышла из Северного края, все – политическое и хозяйственное руководство, общественность – вздохнули с облегчением. Однако многие планы, строившиеся в автономной Коми в 20-е годы, в период пребывания в Северном крае были разрушены безвозвратно. Сформировалась новая
гулаговская система экономики, надолго определившая лицо республики.

Зачем наступать на старые грабли?

Возрождение того же Северного края (на территории которого уместились бы скопом Германия, Франция, Испания и еще несколько западноевропейских стран поменьше) – пусть даже он будет меньше, без Вологодчины – не представляется разумным. Управлять такой территорией из единого центра архисложно, а в качестве «промежуточного звена» между региональной и центральной властью вполне достаточно существования Северо-Западного ФО.
Быть может, есть некоторая логика в предложениях объединить Республику Коми и Ненецкий округ – два соседних национальных региона, имеющих исторически сложившиеся экономические контакты в плане использования рыбных ресурсов Печоры, развития оленеводства и нефтегазовой промышленности, создания транспортной системы (вспомним идею 1920-х годов о железной дороге к порту Индига). Однако даже такое объединение, полагаю, вызвало бы больше сложностей, чем принесло пользы.
В суровые 1990-е годы многие жители соседнего с нами Ленского района Архангельской области высказывались за передачу района в состав Коми, поскольку их экономические и транспортные связи с нашей республикой были гораздо крепче, чем с Архангельском (в сторону которого там даже дороги не было). Да и в Лальском районе (на северо-западе Кировской области, в низовьях Лузы) тоже ходили разговоры о том, что надо бы перейти либо в Вологодскую область, либо в Коми.
Самое разумное, на мой взгляд, оставить все как есть. Не перекраивать границы, а заниматься обу-стройством, развитием территории, где проблем выше крыши.
Сегодня мы снабжаем газом пол-Европы, а в наших деревнях до сих пор главное и единственное топливо – дрова. Как будто XXI век сюда еще не пришел. Выйдешь зимой на двор и недоумеваешь: «Какое, милые, столетье на дворе? Где вы, Северные, Южные и Турецкие потоки? Куда течете, почему – мимо?»

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники