Герои не нашего времени. Почему шахтерские города Коми остались без почетного звания?

В июле этого года 20-ти российским городам было присвоено почетное звание – «город трудовой доблести». Но среди них нет ни одного из Коми. Неужели ни Воркута, ни Инта этого не заслужили?
2 июля Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. В нем фигурировала следующая формулировка для присвоения нового звания – «за значительный вклад жителей городов в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность…»

Все попали под раздачу

Разумеется, сложно меряться небольшому городку Боровичи (Новгородская область), где в военное время располагался крупный госпиталь, с тем же Нижним Новгородом, откуда «родом» был каждый третий советский самолет и танк, почти половина подводных лодок. Тем не менее, оба они попали в «список двадцати». Туда же была включена и Уфа. Ежедневные сообщения с фронтов, начинавшиеся словами «говорит Москва…» – это на самом деле не про Москву, а про Уфу – именно оттуда велась антифашистская пропаганда.
Впрочем, в список попали все, кто хотел, не отказали ни одному претенденту. Зачем кого-то обижать, когда речь не идет о каких-то особых затратах? В городах трудовой доблести будут установлены специальные памятные знаки, все остальные какие-то торжества приветствуются, но только за счет местных бюджетов.

Даешь стране угля!

У Инты и Воркуты есть все основания, чтобы их включили в число городов трудовой доблести. Напомним, что после оккупации Донбасса были потеряны 60 процентов производственных мощностей угледобывающих предприятий СССР. На помощь стране пришли шахтеры Печорского угольного бассейна. В 1943 году из Воркуты в блокадный Ленинград прибыли первые эшелоны с углем.
Всего за годы войны только в Ленинград было отгружено свыше 200 тысяч вагонов воркутинского и интинского угля. В дар ленинградцам было отправлено 40 эшелонов со сверхплановой продукцией.
И еще один штрих к героическому прошлому. Паровозы Северо-Печорской железной дороги работали не на угле, а на дровах, чтобы как можно больше продукции отправить потребителям.

Горе побежденным

Воркута и Инта не стали городами трудовой доблести по одной простой причине – не нашлось ни одной общественной организации, которая инициировала бы сбор подписей (хотя бы через интернет) среди горожан. А это была обязательная ступенька для попадания в число претендентов на новое звание. Ответственные чиновники тоже прозевали момент. Впрочем, это неудивительно, учитывая тот факт, что в последние годы среди руководителей много «варягов», а им местная специфика – по барабану.
В наше время Воркута и Инта уже не выглядят городами, где добывался уголь Победы. Вид у них, прямо скажем, как у побежденных. Шахты закрываются, люди уезжают, кто может. Многие попросту стали заложниками Севера: квартиры здесь обесценились, а сделать накопления для переезда не вышло. Полнейшая безнадега!
Если в той же Инте за годы войны были сданы в эксплуатацию семь шахт, то сейчас нет ни одной. Уголь для местной ТЭЦ везут аж из Хакасии (по прямой – более двух тысяч километров!).
Действительно, какая уж тут «трудовая доблесть», когда некогда преуспевающие города стремительно превращаются в рабочие поселки с очень туманными перспективами.
Сегодня о героическом военном прошлом Заполярья напоминает лишь паровоз на площади Привокзальной в Воркуте. Но отправиться на нем теперь можно только в историю.

Сергей МОРОХИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники