И слабых защищать, и деньги считать

С 1 января в России вступил в силу новый Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». Разъясним сразу — новый закон совсем не касается льгот, выплат и субсидий, положенных старикам. Речь в нем только о социальном обслуживании.ANT_6625_preview_610_preview_610
— Новый закон назрел, — заявил в беседе с корреспондентом «Трибуны» министр труда и социальной защиты Республики Коми Илья СЕМЯШКИН. — Старый, принятый 20 лет назад, уже не отвечал реалиям времени. В старом законе не было конкретики: кому положены социальные услуги или, например, что такое «трудная жизненная ситуация». В новом — установлены единые для всей России требования к порядку предоставления соцуслуг, четко определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Для каждой услуги будут предусмотрены четкие стандарты, требования к деятельности поставщиков социальных услуг.
Кроме того, новый Закон предусматривает развитие конкуренции и привлечение негосударственных организаций в сферу оказания социальных услуг.

Не бойся, мама

— Илья Васильевич, давайте возьмем конкретный пример — больную бабушку, которая и раньше получала на дому социальное обслуживание. Что изменится для нее?
— Для тех, кто получал социальное обслуживание по заключенным договорам до 31 декабря 2014 года, условия социального обслуживания не изменятся, граждане будут получать те же услуги, что и раньше, на тех же условиях.
Одно из нововведений закона в том, что в нем предусмотрена разработка индивидуальной программы предоставления соцуслуг. Это документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды социальных услуг, их объем, сроки, периодичность, условия предоставления и т.д., а также рекомендован поставщик данных услуг.
Наши сограждане привыкли к тому, что соцобслуживание получают пожилые, немощные или больные люди. На самом деле за такими услугами обращаются и вполне трудоспособные граждане. Например, те, кто потерял работу и средства к существованию, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, где есть душевнобольные, нарко-, алкозависимые или пристрастные к азартным играм люди.
Мы знаем из практики, что в каждом случае, когда требуется помощь службы социального обслуживания, нужен индивидуальный подход. Это и предусматривает новый закон. Человеку дается право выбора – какая организация будет оказывать ему услуги согласно его индивидуальной программе. В свою очередь, для негосударственных организаций-поставщиков социальных услуг, включенных в реестр, предусмотрено выделение бюджетных средств в качестве субсидии на осуществление социальных услуг.
— Для кого теперь соц­услуги будут бесплатными, для кого — платными?
— Согласно новому закону, на бесплатное получение социальных услуг имеют право те граждане, у которых среднедушевой доход не превышает полуторной величины прожиточного минимума, установленного в республике для соответствующих социально-демографических групп населения. В прежнем законодательстве это ограничение было установлено на одном уровне с величиной прожиточного минимума. Как видите, нормы нового закона для граждан выгоднее.
Кроме того, несовершеннолетним детям социальные услуги по-прежнему будут предоставляться бесплатно, независимо от того, кто эти услуги оказывает — государство или негосударственная организация. Также бесплатные услуги предусмотрены для пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных или межнациональных конфликтов. Плюс к этому, на основании законодательства Республики Коми, бесплатное соцобслуживание получают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
Новым законом установлен также и предельный «потолок» размера оплаты услуг. Размер ежемесячной платы гражданина за соцуслуги (за исключением размера платы за стационарное обслуживание) не может превышать половины разницы между величиной среднедушевого дохода гражданина и установленной в регионе предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату. В Республике Коми размер этой предельной величины равен полуторной величине прожиточного минимума.
— Это не слишком сложно для пенсионеров?
— Звучит, возможно, сложно, но рассчитывается просто. Давайте в качестве примера посмотрим, какова будет максимальная ежемесячная плата за социальные услуги для пенсионера со среднедушевым доходом 14 тысяч рублей, проживающего в северной климатической зоне нашего региона.
В Коми для этой демографической группы прожиточный минимум установлен в размере 8 тысяч 833 рублей. Предельная величина для предоставления социальных услуг за плату — полтора прожиточных минимума, то есть 13 тысяч 250 рублей. Разница между этой величиной и реальным среднедушевым доходом получателя — 750 рублей. Половина этой суммы, то есть 375 рублей, — это и есть максимальная ежемесячная плата данного пенсионера за соцуслуги.
— А если у пенсионера, проживающего в северной климатической зоне, среднедушевой доход 13 тысяч 200 рублей?
— Это ниже предельной величины для предоставления социальных услуг за плату, значит, услуги будут бесплатными.

«Покупка в рассрочку»

— Среди новшеств закона есть и такое, которое вызвало большие споры. Закон предусматривает участие в деятельности по социальному обслуживанию негосударственных организаций. Мне известно, что в Коми уже есть такие наработки.
— Осенью 2014 года я был на Съезде социальных работников и социальных педагогов России, который проходил в Москве. Там я представил республиканские проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства, которые направлены на привлечение негосударственных организаций в социальную сферу.
Те схемы, которые мы применили при реализации этих проектов, федеральные эксперты оценили как инновационные. Хотя алгоритм реализации проектов предельно прост и, честно говоря, не нов: частный инвестор осуществляет строительство здания, сразу по окончании строительных работ объект используется по своему прямому назначению, а государство со временем возмещает коммерческому партнеру понесенные затраты, после чего объект переходит в собственность республики. На бытовом языке мы называем это «покупка в рассрочку».
— Где и для чего строят? Приведите пример.
— Один из проектов, о которых идет речь, — это строительство здания для Центра социальной защиты населения в Усть-Куломском районе. Раньше учреждение располагалось в старом, обветшавшем здании, на которое без слез нельзя было смотреть — никаких даже самых элементарных условий: все шатается, отваливается, а «удобства» — на улице.
Вопрос о новом здании нам помогли решить партнеры-инвесторы. На строительство потребовалось всего около года. Сейчас Усть-Куломский центр соцзащиты готовится к новоселью. А через пять лет, когда республика возместит инвесторам расходы по строительству, это здание станет собственностью Коми.
— В других регионах есть опыт государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере соцзащиты?
— Наработки есть в Бурятии, Татарстане, Псковской и Московской областях. Проектов немало, но в основном все упирается в поиски инвестора. В этом плане опыт Республики Коми тоже выгодно отличается от проектов других регионов. У нас по этому направлению деятельности уже есть результаты.
Кроме того, благодаря ясности используемой схемы наши проекты оказались привлекательными не только для российских и зарубежных коммерческих организаций, но, что важно, также для инвесторов, работающих на внутреннем рынке республики.
— В Коми есть и еще один хороший пример ГЧП…
— Да, это создание негосударственного пансионата для пожилых граждан в сыктывкарском местечке Максаковка. Здесь тоже задействован механизм ГЧП, и работы уже близки к завершению. Полагаю, первые клиенты в этот первый в республике негосударственный пансионат будут заселяться уже летом этого года.
Мы рассчитываем, что создание негосударственных интернатных учреждений — это для нашего региона наиболее перспективный вектор развития государственно-частного партнерства. Особенно — по созданию специализированных интернатов социального обслуживания. В дома-интернаты общего профиля очередности нет, а вот размещения в психоневрологические стационары ждут более 200 человек. Сотрудничество негосударственных организаций в решении этого вопроса будет актуальным и востребованным.
Впрочем, и создание обычных пансионатов тоже дело перспективное. Ведь это дает людям право выбирать, где им жить — в государственном или частном учреждении.
В государственные интернаты обязаны принимать всех, кто имеет право на получение такого обслуживания. Поэтому среди проживающих есть не только пенсионеры, что всю жизнь честно трудились, но и люди, которые вели маргинальный образ жизни — бродяжничали, бывали в местах заключения. Не все добропорядочные пенсионеры готовы мириться с таким соседством.
Многие подопечные наших интернатов говорят, что охотно поселились бы в частном пансионате. Их аргумент простой: да, плата там существенно выше, но зато и условия комфортнее, соседи — люди достойные, а значит, и жизнь спокойнее.
Кроме того, о хорошей жизни своих престарелых родителей в условиях частного интерната готовы побеспокоиться и многие трудоспособные жители республики. Ухаживать сами за состарившимися мамами и папами они не могут, но хотят, чтобы об их стариках заботились и ухаживали по высшему разряду. Пансионат в Максаковке даст такую возможность.

Бабушка поедет в пансионат

— Илья Васильевич, расскажите о Максаковке подробнее.
— Пансионат рассчитан на 50 мест. Строили (и перестраивали) его с учетом опыта соседей-финнов и требований надзорных органов. При оборудовании помещений использована специальная мебель и современные технологии.
Жилые комнаты в основном двухместные. Изначально мы предполагали, что спрос будет на одноместные номера, но из бесед с пожилыми людьми убедились: каждому хотелось бы доброго соседа, чтоб было с кем и словом перемолвиться, и помощи попросить. Стоимость размещения как в одноместной, так и двухместной комнате практически одинакова.
В пансионате будет круглосуточно дежурить квалифицированный персонал. Врачебную помощь окажут специалисты расположенной в Максаковке поликлиники, к ней будут прикреплены жильцы пансионата. Питание будет организовано через известный в Коми государственный социально-оздоровительный центр «Максаковка» — пансионат и центр соединены переходом.
— А во сколько обойдется такое проживание? Пенсии в 15 тысяч хватит?
— Нет, не хватит. Но кто-то из пожилых будет сдавать в аренду свою квартиру и получать за это плату, у кого-то есть накопления, о ком-то позаботятся родственники. Кстати, дети готовы помогать: порой из-за больной мамы, которую нельзя оставлять без присмотра, дочь вынуждена бросить работу и сидеть дома. Семья живет в стесненных обстоятельствах. Да и старушка чувствует себя обузой. Дочери проще работать и отдавать часть зарплаты, чтобы мама жила в пансионате.
— Желающие пойти в новый негосударственный пансионат уже есть?
— Да, есть. И это не только те, у кого большая пенсия или состоятельные дети. Кстати, напоминаю, цены тут не могут быть запредельными. Кроме того, у негосударственных организаций, которые включатся в работу по оказанию социальных услуг, нет коммерческой задачи — получения прибыли. Их цель — самоокупаемость, и государство им в этом поможет.

Хороший стимул

— Чем можно привлечь инвестора или негосударственную организацию в сферу социальных услуг? Если поднять цены, старики откажутся…
— Для тех негосударственных организаций, которые будут работать в сфере оказания социальных услуг, федеральным законодательством предус­мотрены определенные льготы и преференции. Например, субсидирование до 90 процентов от ставки рефинансирования по кредитам. На эти цели в 2015 году в федеральном бюджете запланировано 160 миллионов рублей. Кроме того, налог на прибыль для организаций в сфере социального обслуживания населения будет полностью обнулен.
На совещании по развитию конкуренции в сфере социального обслуживания населения, которое состоялось в ноябре прошлого года в Минтруде России, представители федерального министерства и другие эксперты высказали мнение, что Коми с ее багажом практического позитивного опыта работы с бизнес-партнерами в создании объектов социального обслуживания вполне может претендовать на федеральную помощь в реализации проектов по развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере.
В заключение напомню, что реализация проектов с использованием механизмов ГЧП вошла одним из ключевых блоков в программу развития региона, сформированную главой республики Вячеславом Гайзером. Активная работа в этом направлении поможет улучшить инвестиционный климат в Коми, позволит снизить влияние негативных внешнеэкономических факторов на экономику республики, а также вывести проекты по созданию объектов соц­обслуживания в формате государственно-частного партнерства на качественно новый уровень.
Беседовала
Людмила КУДРЯШОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники