Инвалид, заплати за кефир!

Житель Усть-Куломского района В.Н Паршуков от имени группы инвалидов направил в «Трибуну» письмо, в котором высказывается негодование по поводу новых расценок на социальные услуги. И подобных обращений в редакцию в последнее время поступает немало…

Деньги на «молочку»

— Мне 78 лет, я почти не выхожу из дому и пользуюсь услугами соцработника, — рассказала инвалид Валентина Николаевна. — Недавно меня ознакомили с новыми расценками. Раньше покупка и доставка продуктов обходилась мне в 19 руб. 30 коп., оплата ЖКУ — 9 руб. 50 коп., покупка и доставка лекарств — 7 руб. 80 коп. Теперь каждая из этих услуг стоит 170 руб. 70 коп. за 30 минут. Рост — в 10-20 раз! А если с квитанциями за ЖКУ соцработник простоял в очереди и не уложился в эти 30 минут? Значит, платить я должна больше! Чем я виновата, что в магазине или в банке очередь? Мой набор «молочки» — творог, кефир, сметана — стоит 130 рублей, а доставка — 170! Это ли не грабеж? Но ведь молочные продукты нельзя закупить на месяц, их едят свежими! Надо же такое придумать: для наших миллиардеров нельзя повысить налоги —ввести прогрессивную шкалу, а нам плату за услуги — можно!
Бывшая медсестра из Воркуты Зинаида Петровна отдала здравоохранению 40 лет. Теперь она сама болеет, ходит с трудом.
— Поход в магазин и полную уборку осилить я уже не могу, прошу помощи соцслужб. Ознакомили меня с расценками — я возмутилась! Почему-то при этом учитывали, какую пенсию я получаю, какие у меня есть льготы и доплаты. При чем здесь моя пенсия, льготы и доплаты? Я их заработала! А в расценках настолько все детально расписано, что я остолбенела от такого крохоборства. Это просто унизительно, — возмущается Зинаида Петровна.

Принцип нуждаемости

По данным статистики, в Коми сегодня каждый четвертый житель является льготником. Система мер социальной поддержки делится на два направления:
– меры, предоставляемые по категориальному принципу (их получают федеральные льготники: инвалиды и участники ВОВ, ветераны боевых действий, пострадавшие от радиационных аварий, инвалиды; региональные льготники: ветераны труда, труженики тыла, граждане пожилого возраста, семьи с детьми, малоимущие граждане, дети-сироты);
– меры, предоставляемые по принципу нуждаемости (их получают семьи с доходами ниже прожиточного минимума, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
В условиях кризиса, когда денег в бюджете перестало хватать, власть задумалась: а всегда ли надо платить по категориальному принципу? Представьте себе две квартиры рядом. В одной живет заслуженный человек — пенсионерка Марья Ивановна, у нее много наград. В общей сложности (с учетом монетизированных льгот, доплат за звания) она получает 38 тысяч. А рядом одинокая мать — воспитатель детсада с двумя детьми и очень скромным доходом. Она не льготница, заслуг не имеет, однако доход на человека у нее так мал, что семья — на грани нищеты. Кому помогать? Конечно, Марья Ивановна свои звания честно заслужила, спору нет. Но разве ее соседка не нуждается в помощи?
В целях экономии чиновники решили постепенно внедрять новую систему соцподдержки — по принципу нуждаемости. То есть помощь оказывают не всем, а точечно, адресно. Происходит перераспределение бюджетных средств в пользу тех, кто действительно нуждается в поддержке. В первую очередь, это семьи с детьми.

Шагреневая кожа

Год назад льготы по оплате за ЖКУ в Коми начали предоставлять по-новому — фиксированную сумму. У некоторых категорий льготников льгота перестала распространяться на членов семьи. Естественно, многие семьи потеряли в деньгах.
Летом прошлого года сократилось и потенциальное число ветеранов труда Коми. Теперь это звание (а с ним и льготу) дают только тем, кто необходимый стаж заработал именно на территории республики.
Другими словами, бюджетные средства, выделяемые на льготников, сокращаются как шагреневая кожа.
В случае с оплатой за социальные услуги происходит то же самое. Пожилым людям очень трудно смириться с таким подходом. Для них бесплатная социальная помощь — то, что они заработали честным трудом. Теперь это у них отбирают.
По большому счету, люди, конечно, правы. Власти не должны принимать нормативные акты, ухудшающие материальное положение льготников. Но эту «конституционную формальность» чиновники давно игнорируют. Дошло уже до того, что стали игнорировать федеральный закон о пенсиях (регулярная индексация в соответствии с уровнем инфляции).
Есть и еще один момент — сила многолетней привычки. Людям психологически трудно расстаться с теми льготами, которые они раньше имели. Приведем такой пример. В прошлом году в соцзащиту обратился за помощью одинокий 80-летний пенсионер. Бывший генеральный директор крупного предприятия, он имел очень хорошую пенсию. Тем не менее просил предоставить ему бесплатного соцработника. Денег ему, конечно, хватало, но он не мог преодолеть психологический барьер — отказывался платить за те услуги, которые раньше предоставлялись бесплатно.

Кому бесплатно?

Вопросы наших читателей «Трибуна» адресовала Министерству труда, занятости и социальной защиты РК. Ответ мы получили за подписью заместителя министра Светланы Суворкиной.
На бесплатной основе, говорится в ответе, услуги предоставляются гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже или равный полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Коми для соответствующей социально-демографической группы и природно-климатической зоны на определенный период (прожиточный минимум), установленного за IV квартал предыдущего года; несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.
В Коми установлена также дополнительная категория граждан, имеющая право на бесплатное социальное обслуживание — «Участники и инвалиды Великой Отечественной войны».
Всем остальным гражданам социальные услуги предоставляются на условиях частичной и полной оплаты. А вот кому и какую часть платить — зависит от того, каков доход человека. При этом учитывается не только пенсия, но и доплаты за звания, награды, монетизированные льготы, в том числе и инвалидность.

Во что это выльется

Однако сумма, которую взимают со льготника за
соцуслуги, ограничена законом и не может превышать пятидесяти процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Последняя утверждена в Коми в соответствии со статьей 3 закона РК от 26.09.2014 г. № 93-РЗ в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Коми на душу населения за IV квартал предыдущего года.
Пример 1. Среднедушевой доход гражданина (семьи) составляет 20000 руб. Прожиточный минимум (IV квартал 2016 года) — 9 827 руб. Соответственно полуторная величина прожиточного минимума составляет 14740,5 руб. Расчет: (среднедушевой доход гражданина (семьи) – полуторная величина прожиточного минимума) х 50% = (20000 руб. — 14740,5 руб.) х 50% = 2629,75 руб.
Таким образом, в данном случае оплата за социальные услуги, установленные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, не может превышать сумму 2629,75 руб.
Пример 2. Среднедушевой доход гражданина (семьи) составляет 15000 руб. Прожиточный минимум (IV квартал 2016 года) — 9 827 руб., соответственно полуторная величина прожиточного минимума составляет 14740,5 руб. Расчет: (среднедушевой доход гражданина (семьи) — полуторная величина прожиточного минимума) х 50% = (15000 руб. – 14740,5 руб.) х 50% = 129,75 руб.
В данном случае оплата за соцуслуги не может превышать сумму 129,75 руб.
Кстати, закон № 442-ФЗ об оплате соцуслуг «по-новому» вступил в силу с 1 января 2015 года. Всех, кто пользуется соцуслугами, об этом информировали. Те, кто получал такие услуги до 1 января 2015 года, могли (по желанию) не переходить на новую систему оплаты, а платить «по-старому».

Зависит от набора

«Набор услуг» у каждого льготника разный. Как узнать, сколько придется платить конкретному человеку? Ведь кому-то нужна только бытовая помощь, кому-то — юридическая, психологическая, консультативная. Чтобы это выяснить, надо обратиться к социальным работникам. Они составят для каждого «индивидуальную программу предоставления социальных услуг», посчитают, сколько это стоит и какую сумму придется платить получателю услуг с учетом его доходов.
А вообще, можно сколько угодно аргументировать социальные новации и, в частности, пресловутый «принцип нуждаемости», но за всем этим стоит главная проблема: бюджетных денег на всех льготников не хватает. Государство пытается на них сэкономить. И других источников экономии, видимо, найти не может. Или не хочет.

Людмила КУДРЯШОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники