Ижемская глубинка оказалась в снежной блокаде

Многие годы самой жуткой дорогой у нас считался Ираельский серпантин, по которой вынуждены были ездить на «большую землю» жители северных районов Коми и население НАО. Эта трасса превратилась в своеобразную «страшилку». В таком же состоянии в этом году находится зимник в припечорских селах Ижемского района.

DSC_0408 DSC_0396

От райцентра до самой отдаленной припечорской деревни Чаркабож почти две сотни километров, из них 98 — жуткое бездорожье. Местные жители этот зимник называют «припечорский серпантин» или «ижемское трофи». На прошлой неделе на печально известном зимнике вместе с местными жителями в дорожный плен попал и корреспондент «Трибуны».
В снежной каше и глубокой колее вязнут даже полноприводные машины. На узкой дороге встречному транспорту никак не разъехаться. О дорожных мытарствах припечорцы рассказывают наперебой, крепким словом отзываются о дорожниках и районных властях и предлагают ввести чрезвычайную ситуацию.
— Это не дорога, а лишь направление, настоящий подарок для любителей экстрима, — говорит няшабожец Василий Козлов, занимающийся пассажироперевозками. — Но жители вынуждены каждый день в прямом смысле слова пробиваться по ней. Иначе никак! Почти для четырехтысячного населения это направление буквально «дорога жизни».
— Эта дорога, которой нет, — вторит другой водитель Сергей Канев. — Как танки на поле боя, пробиваемся на вездеходах наперекор всему. Ухожу в рейс и не знаю, как долго продлится очередная поездка. А уж для пассажиров — настоящее испытание. Из «отрезанных» сел в райцентр вынуждены ехать женщины с грудными детьми, пожилые, больные, беременные. Им тяжело, порой люди и кричат, и плачут, и сознание теряют… Обязательные инструменты в машине — пила, топор и лопаты, да еще надежда на Божью помощь.
— Такого безобразного состояния зимника даже не припомню. На зиму хотели в Кипиево перевезти из Щельяюра свою свекровь, которая нуждается в уходе. Но боимся, что она просто не выдержит такую дорогу. 22 февраля на своей «Ниве» семьей решились съездить в Щельяюр, проведать ее, но по дороге, не доезжая 9 километров до Няшабожа, машина сломалась. Еще благо, что сломались в «зоне доступа», смогли дозвониться. Но помощь подоспела только через десять часов. Пришлось ночь провести в машине, хорошо, что на улице было тепло, — поведала газете о своих злоключениях жительница Кипиево Татьяна Канева.

DSC_0374 DSC_0373

Живем на поселении…

Дорогу нужно было проминать еще в ноябре, когда снега было мало, уверен кипиевец Прокопий Ануфриев. По его словам, еще до Нового года, как подморозило, жители стали ездить на снегоходах. На накатанной «Буранами» дороге образовалась глубокая колея. Трактор ДТ-75 не в силах срезать колею. Это одна из причин припечорского бездорожья. Свою «лепту» внесли и большегрузы, которые возили уголь.
В этом году жители Кипиево вынуждены были на свой страх и риск проложить альтернативную дорогу до Щельяюра по реке Печора, в обход печально известного серпантина. Но тут подстерегает другая опасность — полыньи на реке.
— Мы, как наказанные, живем на вольном поселении. И бездорожье нам обходится очень дорого, — говорит Прокопий Ануфриев. — Я работаю в частном магазине, доставка продуктов на снегоходе по реке за один рейс обходится около десяти тысяч рублей. Накладно получается. Скоро и зимник закроется, но, чтобы впредь не повторилась такая ситуация, аукционы по содержанию дороги не должны выигрывать подрядчики, не имеющие техники. Прерогативу по содержанию зимника нужно отдавать самим поселениям, местным жителям, которые там живут, знают все нюансы. К примеру, в Кипиево есть местный житель, который имеет мощную технику и готов качественно и добросовестно чистить дорогу.

Там, где змея не проползет и не найдет дорогу птица…

Такого же мнения придерживается и депутат райсовета от Кипиевского поселения, опытный фельдшер Елизавета Рочева.
— С местных и спрос будет. Зимник — единственная артерия, соединяющая шесть наших населенных пунктов с центром. Ведь люди доведены до отчаяния. С жалобами обращаются во все инстанции, в надзорные органы, к республиканским чиновникам, в общественные организации. Меня буквально завалили жалобами. На дворе уже весна, а нормального зимника мы так и не видели. Всю зиму боремся с бездорожьем! Не вперед движемся, а назад, к средневековью. Настоящей выручалочкой этой зимой для нас стали лошадь да снегоход.
Раз в неделю почту возят на снегоходе из Брыкаланска. Конституционных прав на пользование льготным проездом лишены пожилые, инвалиды, так как автобус, перевозящий льготников, до Кипиево не может добираться. Из-за плохого состояния дороги сорван график осмотра населения врачами. Например, шесть грудных детей, которые нуждаются в осмотре узких специалистов, не могут его получить.
В Кипиево не смогли доехать машины с передвижными установками флюорографии, маммографии. Было время, когда осмотр жителей труднодоступных поселений проводили так называемые мобильные отряды врачей. В навигацию они добирались по реке, иногда и на вертолете. Когда-то пациентов в Кипиево принимал даже Дзуцев, он тогда еще работал главврачом Вуктыльской больницы, а позднее был министром.
— Из-за бездорожья больше всего страдают чаркабожцы. В случае пожара туда не доедет даже пожарная машина, — заключила народная избранница Елизавета Рочева.

Ударим рублем по бездорожью и разгильдяйству

— Зимник в Припечорье действительно в неудовлетворительном состоянии, рыхлый снег и глубокая колея, — отметила руководитель района Любовь Терентьева. — В этом я сама еще раз убедилась, когда в конце прошлой недели ездила вместе с депутатом Госсовета Игорем Терентьевым на встречи с населением Припечорья. Эксплуатация зимника «Пильегоры—Чаркабож» осложнена и по причине недостаточного промерзания грунта. Дорога проходит по топкой болотистой местности. К тому же наблюдается обильный снегопад. По итогам поездки 1 марта состоялось совещание с приглашением подрядчиков. Субподрядчик — «ДЭУ» — не в состоянии качественно содержать дорогу, поэтому «реанимировать» данный зимник будет предприниматель Олег Терентьев на условиях субподряда, имеющий для этого мощную технику. В конце сезона, с 1 апреля, ранее заключенный контракт с подрядчиком Леонидом Артеевым будет расторгнут. Постараемся новый контракт объявить где-то уже в мае, чтобы выигравший подрядчик смог еще летом начать ремонтные работы на дороге, к примеру, настилы, мостики подремонтировать, по необходимости обсыпку сделать, трассу подготовить для зимней эксплуатации.
Отметим, что за ненадлежащее содержание дороги в Припечорье штрафным санкциям со стороны контролирующих органов и заказчика подвергся не только подрядчик. Депутаты райсовета своим решением лишили руководителя района Любовь Терентьеву части премиальных.
P.S. Во избежание ситуации, которая получилась с припечорским зимником, когда подрядчики ссылаются друг на друга, контракт нужно заключать не на календарный год, с начала и до конца года, как сейчас, а по сезонам, скажем, с ноября по апрель, чтобы у дороги за сезон был один хозяин. Аукционы по содержанию дорог должны проводиться не в начале зимы, а еще весной, сходятся во мнении ижемские дорожники Андрей Канев и Игорь Терентьев.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники