Какие проблемы возникнут после выхода газомоторных автобусов на улицы столицы?

Эта пятница наверняка войдет в анналы истории Сыктывкара: на главной площади столицы пройдет церемония передачи ключей водителям газомоторных автобусов, которые после этого должны сразу же отправиться на городские маршруты. На столичных маршрутах заработают сразу сорок вместительных автобусов марки «Нефаз». Они работают на газе, а значит, не станут загрязнять воздух так сильно, как дизельные или бензиновые.

DSC01150

Как феникс из пепла

Как известно, уже долгое время службу городского транспорта в столице лихорадит. Жители хорошо помнят, с какими неприятностями была связана ликвидация перевозок пассажиров «Газелями», как затем последовали забастовки работников ООО «Альфа-Транс». Запомнились и бесконечные реорганизации этого учреждения.
Сейчас автобусными перевозками в Сыктывкаре управляет АО «Комиавтотранс». Это фактически государственная контора. Имущественным комплексом общества владеет республика, а совет директоров возглавляет министр промышленности. Но в это акционерное общество входят и госучреждение (САТП-1), и частные конторы. В городе на 53 маршрутах задействовано около 315 автобусов, из которых примерно половина принадлежат 60 индивидуальным предпринимателям, а само госпредприятие обслуживает только около 25 процентов маршрутной сети.
Интересно, что большинство длинных (и выгодных) маршрутов находятся именно в руках у маленьких (читай – частных) предприятий. Вот чтобы изменить это положение, и задумана реорганизация: создание некоей государственно-частной фирмы. Однако преобразования затянулись, в «Комиавтотрансе» все еще создается структура управления, а проще сказать – делятся портфели. А новые автобусы уже пришли!

Куда ставить «Нефазы»?

«Нефазы» рассчитаны на перевозку минимум сотни пассажиров. Чтобы они себя окупали, их нужно загружать, то есть использовать на тех маршрутах, где есть пассажиропоток. В час пик, конечно, заполняемость будет и на коротких маршрутах. Но час – он и есть час, а в остальное время автобусы могут ходить пустыми.
По идее, «Нефазы» должны работать в основном на маршруте Эжва-Сыктывкар. Но там место занято: аукцион на обслуживание маршрутов в прошлом году выиграло частное предприятие «Гермес». У САТП-1 есть, конечно, «хлебные» маршруты № 1, 15, некоторые другие. Но вот всем новеньким автобусам в городе будет явно тесно. А их использование может стать накладным для бюджета.
Чиновники проспали?
По новому закону Министерство промышленности республики и администрация города должны были решить вопросы о регулярных маршрутах еще в прошлом году, а с 1 января работать по утвержденным правилам, где все четко расписано и определено: кто, где и как должен работать?
Увы, воз, как говорится, и ныне там: ясности и порядка на городских маршрутах как не было, так и нет. Нетрудно предположить, что появление колонны газомоторных автобусов вызовет новую закулисную драку за выгодные маршруты. Злые языки утверждают – совсем не исключено, что все выгодные маршруты вновь окажутся в частных руках, а новое государственное предприятие, вытесненное на убыточные маршруты, уже к концу года окажется банкротом…

Гладко было на бумаге

DSC01155

Еще одна проблема использования новых автобусов — их заправка.
Газовая колонка находится в местечке Дырнос, и на ней сразу может заправляться шесть автобусов. Заправка каждого идет около сорока минут, следовательно, сорок автобусов заправятся в лучшем случае за семь часов. С учетом случайностей, дороги на станцию и обратно, времени потребуется еще больше. Выход вроде как найден: заправлять автобусы будет спецбригада из восьми человек. Они станут гонять автобусы в Дырнос ночью. Однако и тут возникает проблема: заправки газа автобусу хватает на две сотни километров пробега. Другими словами, если он станет ходить по маршруту Эжва – Сыктывкар, то на одну смену ему заправки не хватит. И что тогда? Вставать до ночи на прикол? Или становиться в общую очередь на общегородской заправке?
На территории предприятия сегодня уже поставлена своя газовая «колонка». Но ее также нужно заправлять, а для этого требуется специальный газозаправщик. Его пока только предполагается приобрести, для чего нужно найти еще шесть миллионов рублей.

По специальной программе

Поставка новых автобусов, как пояснил руководитель Минпрома, идет по специальной программе, причем – с приличной скидкой. Чтобы узнать о суммах, потраченных на покупку, мы заглянули на сайт «Госзакупки» и выяснили следующее. АО «Комиавтотранс» приобрело 40 автобусов марки НЕФАЗ 5299-000000-31 в лизинг за 283 556 785 рублей. Другими словами, каждый автобус обошелся в семь с лишним миллионов рублей. Причем закупка производилась по категории «из единственного источника».
Лизинг – это своеобразный кредит, который выплачивается в течение определенного срока. И если учесть, что первоначальный взнос в 50 миллионов рублей уплатили федеральные структуры, то «Комиавтотрансу» останется выплатить «всего» каких-то 230 миллионов рублей. И поскольку это предприятие государственное, а денег у него, как известно, нет, то платить будет бюджет. А если бюджетных денег не станет хватать, придется залезать в карман пассажиров, увеличивать стоимость проезда.
Интересно, почему закупали автобусы у одного-единственного поставщика? Ведь рынок изобилует автобусами, тот же ЛиАЗ делает такие же, но стоимость каждого меньше на миллион рублей.
Кто сядет за руль?
При ликвидации ООО «Альфа-Транс» руководство предприятия обещало трудоустроить уволенных работников во вновь создаваемом учреждении. Как сообщила в разговоре с корреспондентом «Трибуны» председатель профкома бывшего «Альфа-Транса» Наталья Занегина, никаких действий в этом направлении со стороны совета директоров и нового директора САТП-1 А. Рукавишникова пока не последовало.
Услышать что-то конкретное коллектив как раз и рассчитывает на торжественном мероприятии по вручению ключей водителям автобусов.
Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники