Кто заказывает нелегальные перевозки?

В редакцию «Трибуны» обратилась жительница Зимстана Вера Степановна с вопросом: на какой вокзал столицы Коми прибывают автобусы из Кирова?
Дело в том, что ей, жительнице глубинки, плохо знающей город, пришлось побегать по Сыктывкару в поисках приехавших из соседней области родственников. Сначала она отправилась на автовокзал возле аэропорта, но выяснилось, что сюда рейсы из Кирова не прибывают. Взяв такси, женщина помчалась на новый автовокзал, что расположен на Сысольском шоссе. Тот же результат! Добрые люди подсказали, что автобусы дальнего следования теперь базируются на железнодорожном вокзале. Вот сельчанка и спрашивает: зачем в Сыктывкаре два огромных автовокзала, если уехать из города в Ухту, Казань или Киров можно только с вокзала железнодорожного?


На лобовых стеклах этих микроавтобусов — табличка «Заказной»…

Мимо кассы

Как убедился корреспондент «Трибуны», утром на площади перед железнодорожным вокзалом находилось несколько автобусов, отправляющихся в Киров, Ухту и по другим маршрутам. Практически у всех на стекле висела табличка: «Заказной». Выходит, что это не рейсовые маршруты, которые двигаются строго по расписанию, а заказные. Но кто заказчик?
Как рассказали водители, вывеска «Заказной» – это своего рода прикрытие, поскольку рейсовых автобусов как таковых просто нет. А значит, никто не следит за тем, куда поступают собранные на маршрутах деньги. Скорее всего – хозяину автобуса…
Организацией пассажирских перевозок занимаются сыктывкарская мэрия и республиканская власть. Однако всем известно, что все пассажирские перевозки ныне осуществляет практически один перевозчик – «Сыктывкарское автотранспортное предприятие №1». Неужели его руководитель Александр Рукавишников не знает о том, что у него из-под носа уводят выручку? Или это его автобусы собирают средства в обход кассы?

Проверяющим недосуг

Начальник управления Госавтонадзора по Республике Коми Евгений Попов на просьбу объяснить ситуацию с заказными автобусами на регулярных маршрутах пояснил, что он в курсе дела. Но сейчас ведомство находится в стадии реорганизации, поэтому рассмотрение вопроса откладывается. По его мнению, явление это временное, руководство города и республики вскоре займется решением данной проблемы – порядок будет наведен…
Следует пояснить, что перевозка пассажиров осуществляется по лицензии, выдаваемой как раз
Госавтонадзором. Именно этот орган осуществляет
контроль за выполнением условий лицензии. А если есть нарушения, Госавтонадзор обязан либо поправить перевозчика, либо лишить его лицензии.

Надзор без надзора

У тех же водителей мы узнали, что реорганизация Госавтонадзора совпала с конфликтом, бушующим внутри учреждения. Точнее сказать, с его ликвидацией.
Конфликт возник вокруг так называемого материального стимулирования работников, а проще сказать — размера премии, которую получают инспекторы. Причем, это самая большая часть заработной платы, которую получают служащие Госавтонадзора. Премию сотрудники с некоторых пор стали получать в урезанном виде, за последний квартал — в два с половиной раза меньше предыдущего. После долгих выяснений сотрудники убедились, что размер поощрений зависел от личного решения начальника. Он по своему усмотрению мог уменьшить сотруднику размер доплат. Но мог и добавить.
Результатом конфликта стало обращение к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ф. Басаргину и в прокуратуру Республики Коми. Сотрудники приложили к обращению расчеты, а также сообщили, что материальное стимулирование и премирование в региональном управлении производится весьма странно: только три человека (сам начальник, главбух и заместительница начальника отдела) получают значительные суммы, остальные — в сильно урезанном виде.

Коллектив… уволился

Московское начальство прислало проверяющего, который провел беседы с каждым из «жалобщиков» и услышал много негативного о методах и стиле работы руководителя и взаимоотношениях в коллективе. Однако после отъезда проверяющего появился приказ, в котором говорилось, что нарушений не обнаружено.
В итоге практически весь коллектив написал заявления об увольнении по собственному желанию. Это при том, что сотрудники Госавтонадзора являются госслужащими, и у них есть ряд льгот. Более того, люди приняли решение уволиться накануне реорганизации, когда они могли бы уйти по сокращению и получить соответствующие денежные выплаты.

«Сор из избы»

Итак, отвечая на незатейливый вопрос жительницы глубинки, мы обнажили целый пласт проблем. В настоящий момент республика фактически осталась без такой значимой структуры, как собственное управление Госавтонадзора, которое после долгой реорганизации станет не самостоятельной организацией с прямым выходом на Москву, а лишь филиалом (головное управление будет находиться в Архангельске). А значит, вопросы станут решаться еще труднее. Москва же после проверки решила «не выносить сор из избы», но этим только усугубила проблему — коллектива по сути не стало.
Специалисты такого уровня, какие работали в Госавтонадзоре, «на улице не валяются», их по объявлению не наберешь – требуются и знания, и опыт. А коль так, вопрос о том, кто займется «заказными» автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам, откладывается на неопределенный срок. Остается надеяться только на прокуратуру, которая рассмотрит полученную жалобу и сделает выводы.

Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники