Куда движется «автобусное хозяйство» республики?

Люди постарше помнят, что от слова «пленум» веет чем-то тоскливым, формальным. Но на этом пленуме страсти кипели нешуточные…
28 ноября в Сыктывкаре прошел пленум профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства. На него были также приглашены представители работодателей (руководители предприятий), а от правительства Коми присутствовал руководитель Дорожного агентства Эдуард Слабиков.

pho (164)

Печальная картина

Речь шла в первую очередь о работе пассажирского автотранспорта в Коми. То, что проблем здесь — через край, знает едва ли не каждый житель республики.
Автоперевозки убыточны практически во всех районах республики. Автопарк почти везде изношен и нуждается в обновлении. У автотранспортников не хватает средств на ГСМ, запчасти. Районные администрации не в состоянии возмещать выпадающие доходы. (К примеру, в Прилузье сегодня такой долг достиг двух миллионов рублей).
География проблемных, закрывающихся или уже закрывшихся АТП обширна. Сыктывкар, Троицко-Печорск, Ижма, Ухта, Усинск, Визинга, Койгородок — это далеко не полный список.
Яркий пример — кризисное состояние сыктывкарского ООО «Альфа-Транс».

Старые грабли

14 октября заместитель главы РК по финансовой и экономической политике Алексей Старцев провел совещание по ситуации в ООО «Альфа-Транс», рассказал Иван Урсу, председатель Коми республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Предлагали создать новое предприятие, передать имущественный комплекс по сути государственного предприятия в частные руки. Повторяется ситуация 2004 года. Тогда сохранили имущественный комплекс, а люди ушли в частные структуры, потеряв ряд соцгарантий. И поэтому работники сегодня против такой схемы. Зачем наступать на старые грабли?
Как рассказал руководитель сыктывкарского ООО «Альфа-Транс» Сергей Ситников, предприятие в очень сложной ситуации. Стремительно вниз оно идет с 2011 года. Изменилось налоговое законодательство, финансовые обязательства не были обеспечены доходами, и сегодня у «Альфа-Транса» огромные долги.
— Никто с этим мириться не хочет, — заверил всех Сергей Алексеевич. — Правительство ведет с нами диалог. Ищем выход. Вариант: опять создать одно большое предприятие, но доходная часть не позволяет. Значит — несколько небольших частных. При этом имущественный комплекс в частные руки не отдавать. Транспорт отдавать в аренду частникам. Рычаги воздействия на них останутся, зато сократится оплата страховых взносов на 10%. Других предложений, увы, нет.
— А вы выйдете при такой схеме «в плюс»? — спросил Ситникова руководитель ДАРК Эдуард Слабиков.
— По ряду предприятий — да, но в целом будет сложно…

Что скажет прокуратура?

Иного мнения придерживается председатель профкома ООО «Альфа-Транс» Наталья Занегина. Она считает, что долги предприятия возникли из-за неэффективного менеджмента. Самые доходные маршруты сразу же были переданы частникам. Сегодня объем кредиторской задолженности 154 миллиона рублей, в том числе просроченной — более 120 миллионов, собственный капитал — отрицательный. Но предприятие может и должно работать рентабельно.
По мнению профсоюзного актива, нельзя работников ООО «Альфа-Транс» «выталкивать в коммерцию». Это значит отобрать у них социальные гарантии, обречь на «черную» зарплату, участвовать в налоговых аферах. При этом государство недополучит налоги. Имущественный комплекс предприятия ни в коем случае нельзя отдавать в частные руки.
Наталья Занегина озвучила целый ряд предложений по мерам, направленным на безубыточную работу предприятия.
— Но как можно так работать, если у вас долги растут в геометрической прогрессии? Почему вы не обратитесь в прокуратуру? Пусть проверят деятельность руководителей! — предложил присутствовавший на пленуме директор ООО «Нефтедорстрой» Евгений Савинкин.
В результате в постановлении пленума среди прочих появился еще один пункт: обратиться в прокуратуру…

«Нечастное» АТП

Много копий было сломано и вокруг вопроса о том, передавать ли пассажирские автоперевозки в частные руки, а если да – то какую часть и на каких условиях.
И как бороться с нелегальными перевозками? Бороться с ними невозможно, считают некоторые. Людей на рейс нелегалы собирают с помощью интернета и, выстроившись на остановке перед легальным автобусом, увозят пассажиров на пять минут раньше. Ведь нелегалы потому и держат цены пониже, что их автобусы не проходят ТО, а водители и кондукторы — медосмотр. Налогов они не платят, требованиями безопасности себя не обременяют.
— На мой взгляд, частные предприятия дело не поправят, — сказал директор МУП «Муниципальные перевозки» Михаил Перадзе (Усинск). — Я недавно разговаривал с сотрудником ГИБДД, и мы согласились: требования о соблюдении мер безопасности могут предъявляться только к добросовестным перевозчикам. Ведь недобросовестных как юридических лиц просто не существует! Я твердо убежден: необходим постоянный жесткий контроль, иначе частное предприятие не будет работать.
Кстати, Михаил Семенович долгое время работал в автотранспортных предприятиях Санкт-Петербурга и говорит, что там пролилось немало крови на дорогах, пока губернатор Валентина Матвиенко не навела в этой сфере порядок.

Некуда ехать

— А мы живем по сути в транспортной блокаде, — рассказал водитель из Визинги Александр Зиновьев. — И это при том, что село стоит на федеральной трассе «Вятка»! Сегодня нет прямого автобуса из райцентра в Сыктывкар, многие рейсы внутри района отменили. Теперь надо сокращать либо работников, либо платить им минимум. Если кадров лишимся — это крах! Наше АТП с 1 декабря закрывается, и будет другое. Руководителями нового подписан договор аренды на помещение, практически непригодное для стоянки и ремонта транспорта…
Как сообщает «КомиОнлайн», накануне, 26 ноября, на одном из мероприятий «ЕР» руководитель администрации Сысольского района Роман Носков говорил фактически о том же. Мол, автоперевозки в районе постоянно убыточны. Наполняемость автобусов очень низкая, установленные тарифы не подходят. «Единственный способ — это сокращение числа маршрутов, — считает Р. Носков. — В 2012 году мы предпринимали меры: уменьшили число автобусных рейсов, изменили парк, но убытки предотвратить не удалось. Поэтому необходимо решить вопрос о государственных мерах поддержки, нам необходимы субсидии и помощь в обновлении автопарка».

Тарифы «газуют»

В 2014 году автобусные тарифы уже выросли во многих городах и районах Коми. В Прилузском районе — с 14 до 15 рублей. До 18 рублей подорожал проезд в Усинске, до 16 рублей — в Сосногорске, до 17 рублей – в Ухте. Изменились тарифы на перевозку пассажиров у «частников» в Корткеросском, Княжпогостском и Усть-Куломском районах. А в 2015-м ожидается очередной скачок тарифов.
В Сыктывкаре с нового года стоимость проезда в автобусах подорожает сразу на 3 рубля – до 20 рублей.Примеру столицы наверняка последуют и другие города и районы Коми. Ведь цены на топливо растут, в стране бушует инфляция.
С одной стороны, растет стоимость проезда, с другой — уменьшается число рейсов, да и условия работы водителей (от которых мы, пассажиры, напрямую зависим) лучше не становятся.
Как говорилось на пленуме, над проблемой безубыточных перевозок должны работать разные ведомства: Минфин Коми, Минэкономразвития РК, Минтруд, Служба по тарифам, Дорожное агентство, Агентство по управлению имуществом, профсоюзы.
«Служба по тарифам пришла к выводу, что необходимо менять механизм тарифообразования и подключить к нему муниципалитеты, — заявил на том же мероприятии в «ЕР» руководитель ведомства Илья Перваков. — С 2015 года мы будем устанавливать единый предельный по республике тариф для автоперевозчиков выше экономически обоснованных. В свою очередь муниципалитет будет согласовывать эти тарифы с перевозчиком в рамках проведения конкурсов и будет согласовывать объем тех субсидий, который он сможет выплатить. Если бюджет не готов платить, перевозчик имеет право установить максимальный тариф. С одной стороны, муниципалитеты получают хороший инструмент для общения с перевозчиками, с другой — наделяются дополнительной ответственностью. Такие меры должны привести к тому, что муниципалитеты оптимизируют свою транспортную сеть, пересмотрят количество маршрутов, расписание. И самая главная задача, которая должна быть решена, — это обновление автопарка».
Людмила КУДРЯШОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники