Культовое место

Здесь происходят чудеса исцеления,
спасают от пьянства и невзгод, а главное, лечат души

 

DSCN6398

 Эта церковь пережила лихие времена. Службы не ведутся – храм закрыт.

С колокольни Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря вид такой, что дух захватывает! Наши предки умели выбирать места для строительства храмов и монастырей…

Участок в 2,5 тысячи десятин земли на берегу речушки Кылтовка еще в 1892 году пожертвовал для монастыря архангельский купец Афанасий Булычев — судовладелец и хозяин Сереговского солеваренного завода. Он же выделил деньги на содержание монастыря (17,5 тыс. руб­лей) и помог построить богадельню для вдов заводских рабочих. Монастырь был назван Крестовоздвиженским и считался богатым — имел гончарный и смолокуренный заводы, стадо коров в 40 голов, а также 44 жилых, хозяйственных и культовых постройки.

DSCN6379От женской тюрьмы до совхоза

Пятиглавая церковь-красавица, выполненная в русско-византийском стиле и построенная в 1911 году, пережила лихие времена, но до сих пор поражает взор.

— Вот тут мы первую зиму и жили, когда в 1995-м
монастырь возобновил свою деятельность, — рассказывает настоятельница монастыря игуменья Стефанида. — Поставили металлическую печурку, которая дымила, но с Божьей помощью перезимовали…
Правда, сегодня все работы внутри приостановлены, и службы не ведутся — по требованию Госпожнадзора посещать собор нельзя до устранения нарушений.
За годы советской власти монастырь не избежал судьбы всех культовых сооружений — здесь была и детская колония для беспризорников, и женская тюрьма, и отделение Ухтпечлага, на базе которого появился спецпоселок, а затем отделение совхоза «Железнодорожный». Сегодня от поселка остался только десяток арбалитовых домиков. Ни школы, ни магазина, ни клуба. Иногда приезжает автолавка. Рейсовый автобус из райцентра сюда не ходит, хотя дорогу чистят.

Крест Животворящий

Главная здешняя святыня — Чудотворный Животворящий Крест. В 1911 году монахи Афонского монастыря прислали сюда Частицу Древа Господня — Голгофского Креста. По многочисленным свидетельствам, святыня способна исцелять больных.
Матушка София рассказала, что сама видела чудеса исцеления тех болящих, кто приезжал сюда поклониться святыне. Один пожилой мужчина пришел на костылях, а ушел уже своими ногами:
— Я сначала даже не поняла, чего ж он костыли-то оставил — забыл, что ли?
В 1996-м в Кылтово приезжал Патриарх Алексий II. Тогда монастырь являл собой печальную картину: все разрушено, разорено, кругом груды мусора, которые прикрыли от патриарших глаз. Постепенно обитель восстанавливается. К сожалению, очень медленно.

Щи да каша — пища нашаDSCN6406

 Монашеский обед: грибной суп и каша.

В Кылтовский монастырь мы приехали, когда начался Великий пост. Вопреки расхожему мнению о том, что монахи — люди очень суровые, игуменья Стефанида встретила нас приветливой улыбкой. Угостила чаем с монастырской коврижкой. Коврижка постная (ее пекут на рассоле), но вкусная.
— Мы ее называем утешением, — пояснила матушка и продолжила рассказ: — Все почему-то думают, что если монастырь, то тут скучно, уныло, тоскливо. А у нас есть и свои радости, и немало интересного. И походы бывают, и гости, и праздники…
…В сестринском корпусе холодно. Монахини тепло одеты, но не жалуются. Мы беседуем под звук современной стиральной машины, работающей в соседнем помещении. Кстати, быт здесь прост, но не примитивен.
— И увлечения у нас есть, — говорит матушка София. — Вяжем, шьем, вышиваем, потом дарим изделия детям. Книги читаем. Телевизор тоже есть, хотя мы его редко смотрим. Лишь иногда — новости.

DSCN6373«Сухой закон»

Сегодня в монастыре живут четыре монахини и двадцать трудников. Питаются из одного котла, но трудникам все же кладут мясо. Эти мужчины выполняют тяжелую физическую работу, а значит, для них возможно послабление поста. Трудники ведут ремонт хозпостроек, заготавливают дрова, убирают мусор – словом, дел у них немало. Живут в отдельных зданиях.
— По-разному к нам попадают эти люди, — рассказала в ответ на расспросы корреспондента монахиня София. — Кто-то сам приходит, не в силах справиться с тягой к алкоголю, кто-то остался без жилья, без документов, без помощи родных. Кто-то освободился из тюрьмы, а идти некуда. Одного — дрожащего, с трясущимися руками, жена привела. Здесь действует «сухой закон». Люди работают на свежем воздухе, их кормят. Постепенно тяга к спиртному уменьшается. Важно, чтоб они сами хотели избавиться от пагубных привычек. Да и время есть, чтобы подумать о жизни, многое переосмыслить, переоценить.
— А долго здесь живут?
— Кто как. Кто-то три месяца, кто-то год. Восстанавливают трудовые навыки, документы, связи с близкими. А когда почувствуют, что могут жить самостоятельно, уходят. Мы никого не держим, сроков не устанавливаем.
— Матушка, а бывает, что снова срываются, начинают пить?
— Случается. На первый раз прощаем. Беседуем с ними. И во второй раз можем простить. Но в третий — уже нет. Приходили и такие, кто вышел из тюрьмы и пытался устанавливать здесь «свои» порядки. Случались кражи, драки… Таких пришлось попросить уйти отсюда.

Кирпичик в стене

В 2009 году благодаря инициативе настоятельницы игуменьи Стефаниды появился фонд «Воздвижение Креста», который возглавил Никита Микулко. Сюда и до этого приезжали паломники, желающие помочь. Им рассказывали об истории монастыря, давали посильную работу. Но с появлением фонда число желающих значительно возросло, приезжают в том числе молодые люди, студенты. Для молодежи в теплое время года организуют лагерь «Добрые побуждения».
Молодые люди разбирали сгнившие постройки и выносили мусор. Но не только. Например, из Ухтинского технического университета приезжала группа в 20 человек. Жили они в монастыре 20 дней, выполнили проектную работу, которая под силу только специалистам и потянула бы на большую сумму.
Вообще, смена в молодежном лагере может длиться 2-3 дня, а может и месяц. Все зависит от желания самих людей. Приезжают семьями, бывают ребятишки из интернатов, детских домов, приютов.
Нет навыков — не беда. Можно поучаствовать в раскопках монастырской стены, а новую стену восстанавливают за счет пожертвований. Для этого существует акция «Памятный именной кирпич в монастырскую стену». Уже несколько тысяч человек получили именные сертификаты жертвователей.
— Кирпич и цемент к нам завезли, но не хватало каменщика. Мы ломали голову, где его найти, — рассказывает матушка София. — И Господь нас услышал: появился такой человек…
Игуменья Стефанида считает, что восстановление монастыря — это наше покаяние. Люди восстанавливают монастырь, а монастырь восстанавливает их. Не только физические силы и здоровье, но и душу. Кстати, говорят, что тому самому купцу Булычеву, который жертвовал десятину на церковь, Господь помогал, преумножал его богатства…

Нужна помощь

Бытует мнение, что восстановление монастыря — дело верующих. Ведь церковь отделена от государства. Но многие считают иначе. Государство, закрыв монастырь в 1918 году, долго пользовалось его собственностью, разрушало инфраструктуру. Не грех бы вернуть все это в божеский вид, помочь с ремонтом… Например, серьезного ремонта требует собор преподобных Зосимы и Савватия, сестринский корпус, необходимо противопожарное оборудование, восстановление монастырской стены.

Кылтовскому монастырю жертвуют предприятия, частные лица, общественные организации. Одна из сыктывкарских фабрик, например, сделала для монастыря пластиковые окна.
Впрочем, и государство не стоит в стороне. За работу по реабилитации бездомных, безработных, спившихся людей фонд «Воздвижение Креста» выиграл грант от Министерства экономического развития республики. На грант куплен подержанный микроавтобус «Соболь». На нем привозят в монастырь продукты, паломников, трудников.
Если в монастыре появится развитая инфраструктура, сюда будут активнее приезжать не только паломники, но и туристы. Ведь скоро откроется санаторий «Серегово», где наверняка найдутся желающие приехать и взглянуть на это рукотворное чудо. Туристы – тоже потенциальные жертвователи. Ведь испокон веков храмы восстанавливали всем миром.
А пока в монастыре течет обычная жизнь. Простая, как кусок хлеба.

Людмила КУДРЯШОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники