«Мы очень страстные люди — и в любви, и в ненависти», — считает Сергей Урсуляк

5 декабря в академическом театре драмы им. Виктора Савина прошло торжественное закрытие Года кино. По такому случаю руководство объединения «Комикиновидеопрокат» пригласило в Сыктывкар известного режиссера Сергея Урсуляка.

533
Автор знаменитых телесериалов «Ликвидация», «Исаев», «Тихий Дон» с удовольствием общался с публикой почти два часа. Разговор шел не только о кино, что искренне удивило и порадовало гостя. А тон встрече задала уже первая записка из зала с философским вопросом:
— Что для вас значит быть русским?
— Это какое-то особенное состояние души, в котором очень много намешано. Быть русским – это ощущать за собой поколения людей, масштаб этой страны. Наверное, в огромной степени — разболтайство, нескрупулезность в доделывании чего-либо. Вот почему у нас не получаются швейцарские часы? В какой-то момент нам становится скучно ковыряться. Поэтому мы ни до чего доковыряться и не можем. Быть русским – это страсть к какой-то идее, которая объединяла бы всех. Это вера в справедливость и убежденность в том, что все в конечном итоге кончится хорошо. Русский человек — это сочетание несочетаемого. В этом кошмаре противоположных вещей и прячется русский характер. Именно поэтому, с одной стороны, мы всем так интересны, а с другой — нас боятся. Мы очень страстные люди. Мы часто неадекватны в своей любви и в своей ненависти.

«Когда же все это кончится?»

— Спасибо вам за мужество взяться за четвертую экранизацию «Тихого Дона». Что вас сподвигло на это?
— Мне кажется, что великие произведения русской литературы должны экранизироваться часто, буквально раз в 10-15 лет для каждого поколения. В «Тихом Доне» есть наглядный показ того, к чему мы можем прийти. В тот момент, когда это все снималось (2014-2015 гг. — Ред.), это было очевидно. На моих глазах распадались дружбы, распадались семьи, и в любой момент мы были готовы взяться друг за друга, трясти за грудки, доказывая свою правоту до смерти оппонента. Мне кажется, это ужасная ситуация, которую нужно избежать любыми способами. К сожалению, я вижу это снова… У меня сегодня был трудный день. Сначала таксист, который вез меня в аэропорт, долго рассказывал о том, «будь все это трижды проклято». Потом мы долго сидели в самолете, который дважды разгонялся и решил не лететь, и я услышал от пассажиров: «Когда же все это кончится?!». Я понимаю, «когда же все это…» сидит в нас, и будет нехорошо, если выйдет. Думаю, у тех, кто нами руководит, хватит ума не довести нас до такого состояния. Причем пострадаем-то в большей степени мы, а эти всегда будут в порядке.
— Как вы относитесь к современным казакам?
— Я прожил среди них почти год. Что такое современные казаки? Они живут с тем же раздвоенным сознанием, что и у нас всех. Он может рвать на себе рубашку, увидев красную звезду, и кричать, как он ненавидит красных. Но вот мы подъезжаем к станице Вешенская, и я вижу, что он живет на улице Чапаева — угол Буденного. И это нормально. Так мы все живем. В нас все уживается. Почему — не знаю. Казачество — это экономическая независимость, они сами выбирали, сами решали, все — сами. Откуда это сейчас?
— Президент Путин решил недавно, что нам нужен закон о русской нации. Как вы к этому относитесь?
— Я не знаю, о чем будет этот закон. Во мне часть украинской крови, не говорю уже о той гадости, что сделала бабушка, подмешав еврейскую. И что, я должен уступать место в трамвае чистому русскому? Нет, вряд ли. Думаю, не про это будет закон. Не знаю… Главное, чтоб не били…

Коми: морозная красота

— Не хотели бы вы снимать в Коми? У нас прекрасная фактура, природа.
— При посадке я смотрел в иллюминатор и признаюсь, что такой красоты прежде никогда не видел. Это потрясающе красиво выглядит сверху: белые деревья, белая трава, дымка потрясающая. Потом мы сели, и я подумал, сейчас все это разрушится. Но ничего не разрушилось: те же белые деревья, красивый мороз… Здесь еще остались деревянные дома, какая-то сталинская архитектура. Нет того кошмара Москвы, где из особняка торчит какая-то жуть, которую за деньги поставили. Отсутствие денег в данном случае идет на благо. К сожалению, поскольку у нас была замена самолета, я приехал не рано утром, а поздним днем и не смог, как мечтал, посмотреть город. Оставлю это на будущее. В принципе нет ничего невозможного, и полет недолгий… Знаете, Владивосток сделал так. Они киношникам, снимающим там, возвращают 30% потраченных в крае средств (гостиница, транспорт и т.д.). Протекционистские меры — очень привлекательная вещь.

Дело не в министре

— Как вы оцениваете назначение министром культуры Коми 23-летнего юношу? Насколько это уважительно к культуре в целом и работникам культуры в частности? (Записка была подписана, но режиссер не стал зачитывать фамилию. «Вдруг это замминистра культуры», — пошутил он.)
— У назначения 23-летнего человека министром есть свои плюсы и свои минусы. А если бы назначили 78-летнего, было бы лучше? По крайней мере у 23-летнего есть что-то впереди. Он может меняться, может учиться. Ей-богу, ребята, надо просто работать. Конечно, это большая должность и важная. Ну, снимут, если не получится, что он первый, что ли? Относительно федерального Министерства культуры меня тоже спрашивали, ну как можно с таким министром? Говорят, подпишите петицию, чтобы снять Мединского! Я прямо заявил: не буду подписывать! Это 22-й министр на моей памяти. И дело не в министре. Сейчас кого ни назначь — все равно будет плохо. Денег на культуру нет, а дефицит всегда будет порождать недовольных. Сегодня, чтобы испортить репутацию человеку, надо его назначить министром культуры. Я точно знаю, как надо управлять культурой, но назначь меня — все провалю. Потому что разобраться невозможно. Все требуют: дай, дай… Все музеи хотят быть как Эрмитаж. Про кино я вообще не говорю — просто рвачи в законе.

«Буйных мало»

— Как вы относитесь к заявлению Константина Райкина о цензуре и была ли она в ваших фильмах?
— Травли нет, хотя я очень боялся за него. Слава Богу, ему оказала помощь администрация президента, которая всю эту ситуацию микшировала. В своем выступлении (на VII съезде Союза театральных деятелей РФ — Ред.) он затронул актуальные темы, и то, что их обсуждают до сих пор, говорит об их важности. Но это было абсолютно спонтанное выступление. Можно спорить по формулировкам, но он сумел затронуть болевые вещи. Я уважаю людей, которые способны выйти и высказать то, что наболело. К сожалению, «настоящих буйных мало – вот и нету вожаков». Но я очень их люблю. Это крайне важная вещь.
В моих фильмах цензуры не было, были эстетические пожелания. Сегодня больше речь идет о самоцензуре. Нам говорят: «Ну зачем об этом? Что, у нас хорошего мало? Может, стоит посмотреть с другой стороны»? А с другой стороны — там все другое! Раньше я был смелее, чем сейчас. Наверное, возрастное… Это мгновенно дается нам — смелость, и мгновенно уходит. Фильм «Сочинение ко Дню Победы», например, выглядит сегодня как диссидент в законе. Сейчас я не знаю, насколько позволил бы себе снять такой фильм.
(Фильм снят в 1998 году про трех фронтовых друзей, которые не виделись 25 лет. Жизнь членов геройского экипажа истребителя сложилась по-разному: один — убежденный коммунист, участник всех «красных» митингов, другой — вице-председатель небедного «Фонда ветеранов», третий — эмигрант, на старости лет потерявший зрение и приехавший на родину, чтобы поучаствовать в Параде Победы. Они горячо спорят друг с другом о причинах бед и напастей дня сегодняшнего.)
— А как вам удалось заполучить трех замечательных актеров, снявшихся в этом фильме?
— Я решил для себя: либо эти трое, либо никто. Это были самые любимые, самые великие и т. п. (Михаил Ульянов, Олег Табаков и Вячеслав Тихонов — Ред.). Шанцев, в ту пору мэр Нижнего Новгорода, после просмотра сказал, что большей халтуры он в жизни не видел. И старики ходили со мной на все пресс-конференции, защищали фильм. А драматург Виктор Розов даже поставил его в один ряд с фильмом «Летят журавли».

Разное, но не глупое

— Какие картины, снятые в этом году, вы посоветуете посмотреть?
— Фильм Андрона Кончаловского «Рай», «Инсайт» Саши Котта, «Метаморфозис» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Скоро на ТНТ выйдет пятисерийная картина Григория Константинопольского «Пьяная фирма». Она может не понравиться, раздражать, но она талантливая. Смотрите разное, не смотрите глупое, потому что мы мгновенно включаемся и глупеем. А еще смотрите старое советское кино, советскую классику. Это то, на чем вы можете стать хорошими людьми. Советская власть была плохая, но людей она воспитывала хороших.

Подготовила Лиля ВОВК.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники