На сценах и в подвалах бушевали шекспировские страсти

Пока в региональном министерстве культуры, туризма и архивного дела ломают голову, как и чем привлечь туристов, историк Михаил Рогачев и журналист Игорь Бобраков вот уже больше года по личной инициативе проводят увлекательные (эксклюзивные!) экскурсии по столице Коми.
Темами таких пеших экскурсий были храмы и тюрьмы бывшего Усть-Сысольска, купечество, школы, места захоронения известных жителей города на центральном кладбище… 5 ноября они провели очередную экскурсию, посвященную на сей раз столичным театрам. Их, кстати, в городе больше двух, о чем наверняка многие сыктывкарцы не знают.

intro_MAX_2999-1
Игорь Бобраков: «Места у нас театральные!»

Театр начинается с девушки…

— Первый любительский спектакль в Усть-Сысольске состоялся в 1821 году, — рассказал М. Рогачев. — Организовала его молодая петербурженка Александра Ишимова, сосланная сюда вместе с отцом. Это была комедия «Филаткина свадьба», которую она поставила «вместе с зырянскими девушками в доме старика-купца». (Скорее всего, речь идет о доме купца Степана Суханова.) После первого успеха спектакли в Усть-Сысольске начали показывать регулярно, для чего Ишимова испросила письменное разрешение у городничего (начальника полиции), а тот в свою очередь (кабы чего не вышло!) — у губернатора.

fant_real4
Актеры из подвала: утром — «Макбет», вечером — «Стулья».

Трагедия 37-го года

Профессиональный театр связан с именем Виктора Савина, который сам писал пьесы, был режиссером и актером. Свой первый сезон КИППТ (Коми инструктивный передвижной показательный театр) начал 8 октября 1930 года. По трагической иронии судьбы ровно семь лет спустя — 8 октября 1937 года – основоположник коми драматургии был арестован НКВД и осужден на пять лет лагерей как участник буржуазно-националистической организации. Поводом для ареста послужила в том числе газетная статья руководства выпестованного им театра, в которой оно обвиняло Савина, что он перестал уделять ему должное внимание… В августе 1943 года Савин скончался от болезни в лагпункте Прикулька, что в 50-ти км от Томска.
Бронзовая фигура Нёбдинса Виттора (так по-коми звучит имя драматурга) стоит слева от входа в театр. Сквер возле него, пожалуй, единственное ухоженное место в городе, куда не стыдно пригласить гостей столицы. Эдакий уютный «буржуазный» островок в национальной республике.

«Свадьба» как приданое

После В. Савина во главе театра встал уроженец Усть-Вымского района Николай Дьяконов. Его успех — это пьеса «Свадьба с приданым», ставшая известной благодаря авторизированному переводу московского драматурга Глебова. Тот полностью убрал из нее весь национальный колорит, сделав северный вариант «Кубанских казаков». Спектакль с большим успехом шел в Театре сатиры, а в 53-м году его один в один (с теми же актерами Верой Васильевой, Владимиром Ушаковым, Татьяной Пельтцер) «переложили» в кино. Популярность пьесы выросла еще больше. Ее ставили чуть ли не во всех театрах СССР вплоть до конца 70-х.
Наш театр драмы до сих пор не оставляет попыток реанимировать былую славу «Свадьбы». Сначала драматург Вячеслав Кушнир по просьбе дирекции сделал новую редакцию спектакля, а затем решил написать свою пьесу, в которой предположил, как сложилась судьба героев 50 лет спустя. Обе попытки, по оценкам театралов, признаны, увы, неудавшимися.
С 1995 года театр носит звание «академический», но в последнее время все чаще заставляет своих верных поклонников в этом усомниться. В погоне за зрителем он, словно маятник Фуко, качается нынче «во всех направлениях». Драматические диалоги заменяются авангардными танцами… «Не везет театру с режиссерами», — считает И. Бобраков.

«Страх и отчаяние» — это про нас

Любительские театры в советские годы, по мнению Игоря Бобракова, были намного интереснее профессиональных. Цензура тогда была покруче царской, однако действовал принцип: «что не запрещено, то разрешено».
Самым ярким театром середины 70-х экскурсовод назвал студенческий камерный театр СКАТ, появившийся через три года от рождения СГУ. На спектакли невозможно было достать билеты, и заслуга в этом принадлежит молодому режиссеру из Москвы Александру Куранову.
— Огромный успех имел спектакль «Лжецы», где были использованы отрывки из пьесы Брехта «Страх и отчаяние Третьей империи» о первых годах жизни в гитлеровской Германии, — вспоминает И. Бобраков, сам принимавший участие во всех спектаклях СКАТа как актер.
Зрители понимали идеологический подтекст постановщика: «Это про нас…». «Старшие товарищи», призванные отвечать за культуру, очухались лишь к третьему спектаклю. Закрывать его означало признать поражение, и тогда было предложено повесить на заднике сцены нацистский флаг. Чтобы всем было ясно — речь идет не про СССР. Актеры согласились. Нацистский символ был нарисован на родном красном флаге — просто не было другого выхода. Поскольку к началу представления флаг не успел высохнуть, актеры пронесли его по улицам города, растянув на всю длину.
— Я думал, нас задержит милиция или бдительные граждане, — с улыбкой признался экскурсовод. — Но в то время люди все правильно поняли. Раз на улице нацистский флаг, значит, это нужно для представления…
Заметим в скобках, что в наше «демократическое» время актеры, устроившие эту бутафорскую «манифестацию», уже через пять минут сидели бы в полицейском «воронке», а через десять — в «обезьяннике». Советская власть, очевидно, чувствовала себя гораздо увереннее нынешней и не снисходила до того, чтобы гоняться по улице за студентами-театралами…
В конце 70-х Александр Куранов уехал, и СКАТ начал угасать. Режиссер, по словам Бобракова, увлекся идеей подводного театра и даже смог заразить ею мэра Москвы Юрия Лужкова. Тот пообещал построить для экстравагантного театра отдельное здание, но… не сложилось. Ни у Лужкова, ни у театра.

Реальность, но фантастическая

Экскурсия продолжилась возле подвала по улице Чернова, 20. Сначала здесь работал городской театр «Эскиз». Самодеятельные актеры и Игорь Бобраков, закончивший к тому времени Щукинское театральное училище как режиссер, репетировали здесь, в частности, «Жанну д,Арк» и шварцевского «Дракона». Друг режиссера, известный ныне предприниматель Леонид Зильберг, отвечал в театре за финансовую сторону дела. Но на дворе уже была «перестройка», и интерес зрителей переключился на тругой «театр». Главные представления разворачивались в Верховном Совете, где шли жаркие дебаты. Их транслировали в прямом эфире. Городские власти «под шумок» закрыли подвал, уволили Зильберга и добились, чтобы Бобраков ушел сам.
Но свято место пусто не бывает. В 1992-м на Чернова, 20 обосновался театр-оксюморон — «Фантастическая реальность». Коммунальные муки артисты стойко игнорировали, заменяя их муками творчества. В них, этих благодатных муках, за 12 лет родились спектакли «Стулья», «Пиковая дама», «Елизавета Бам», «Макбет»…
Сегодня театр обитает в другом подвале – по улице Ленина, 89. К сожалению, ливень, обрушившийся на столицу Коми в августе этого года, уничтожил практически весь реквизит и архив театра. Режиссер Лариса Иванова, за 20 лет привыкшая уже ко всему (переездам, пожарам, безденежью), и этот удар пережила с завидным «спокойствием»: «Как мы лодку назвали, так она и плывет».

Жив, курилка!

Экскурсия по театральным местам Сыктывкара длилась почти два часа. Конечно, участники останавливались у бывшего Дворца пионеров (там был знаменитый некогда театр «Юность») и у здания Облсовпрофа, на сцене которого нынче работает Национальный музыкально-драматический театр Светланы Горчаковой. А закончился поход в Кировском парке, где собравшимся показали еще несколько памятных мест, связанных с темой экскурсии.
— Когда-то я был убежден, что театр умрет и его заменит кино, — признался Игорь Бобраков. — Но нет, театр жив, и да здравствует Театр!

Лиля ВОВК.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники