Обманутая мошенниками пенсионерка не собирается платить второй раз

Летом прошлого года в столице Коми разгорелся скандал: выяснилось, что сотни жителей города, вносившие коммунальные платежи через пункты приема «Оплати по пути», были обмануты.
Внеся платежи, они неожиданно для себя стали должниками. Оказалось, что деньги, уплаченные жильцами за коммунальные услуги, на счета поставщиков услуг не поступили.
Прошло полтора года, а многие добросовестные плательщики до сих пор остаются должниками. К примеру, Алина Федоровна Шипко оплатила коммунальные услуги через ИП Хлудневой. Деньги по адресу не дошли, и сегодня пенсионерка числится «вечной» должницей.

Тютелька в тютельку

Молодые люди легко пользуются компьютерами, смартфонами, сотовыми телефонами и могут платить за коммуналку не выходя из дома. Старики же обычно сами ходят в банк.
— Я живу на ул. Морозова, 172, и в 2011 году я и мои соседи оплачивали ЖКУ в банке на Морозова, 169 или в ближайшем отделении связи. Ходить близко, пожилым удобно. Потом там брать наши платежи перестали, объяснив тем, что не заключен договор с ООО «СЖКК-Давпон», — рассказывает Алина Федоровна. — После этого мы стали ходить в другой банк (возле автобусной остановки). Там надо было платить через терминал либо оператору. Но оператор брал комиссию, а через терминал невозможно было внести точную сумму — ведь автомат принимает лишь бумажные купюры. Многие старики получают субсидии и платить должны тютелька в тютельку, чтобы все сошлось. Задолжал рубль — не дадут субсидий. К тому же многие пользовались терминалом неумело — возникали очереди.
А потом пронесся слух: мол, нечего тут в очередях страдать, надо идти на Морозова, 174, там открылся Центр по приему платежей.
Ходить пенсионерке в соседний дом было удобно, к тому же в этом пункте не брали комиссионные, что важно для людей с невысоким доходом, а девушки там трудились вежливые.
Пенсионерка листает квитанции, из которых следует, что первоначально никакой вывески «Оплати по пути» там не было, сперва платежи принимало ИП Кошкин, потом — ИП Котов, а потом — ИП Забоева. И лишь потом Забоеву сменила ИП Хлуднева. А собранные деньги в соответствии с заключенным ИП Е.В. Хлудневой договором перечислялись в ООО «Единая процессинговая система «Облака» для последующего зачисления на лицевые счета граждан у поставщиков коммунальных услуг.

Сама виновата?

Никто не объяснил пенсионерам, уверяет Алина Федоровна, что, если они не платят комиссии, значит, договора между сторонами нет — поэтому высок риск обмана. ООО «СЖКК-Давпон», понимая, что старики идут платить именно в этот пункт, не давало разъяснений, что договор с ИП Хлудневой, а также и с ООО «Единая процессинговая система «Облака» не заключался.
Но могут ли пожилые люди сами знать все эти тонкости? И должны ли они это знать? Пенсионеры были убеждены, что раз пункт легально существует, то все законно.
Когда факт массового обмана всплыл, Алина Федоровна, как и другие, написала заявление в полицию. В сентябре 2015-го ей прислали уведомление, что заявление зарегистрировано, возбуждено уголовное дело.
Однако долг за месяц в 2984 рубля продолжал висеть. А. Шипко написала заявление директору ООО «СЖКК-Давпон» Н. Изюмскому с просьбой снять с нее долг, приложив копии квитанций и обращение в полицию. А в декабре получила ответ… Пенсионерке расписали, кто такой плательщик, платежный агент и субагент (для абсолютного большинства стариков все эти термины — темный лес). Ей пояснили, куда надо было платить (пункты приема платежей в банках), а не пользоваться услугами платежных агентов типа ИП Хлудневой, не являющихся кредитными организациями.
А в конце коммунальщики дали «ценный совет» — самой искать Хлудневу, адрес и номер телефона которой указаны на чеке, и с нее требовать возврата денег.
Словом, суть была проста: сама ты, бабушка, и виновата.

Обманули старика на четыре кулака

Прошел год, наступил декабрь 2016-го. А долг у бабушки не исчез. Более того — на него накручивались пени. Зато в конце ноября ей пришла платежка, на обратной стороне которой было сообщение: ООО «СЖКК-Давпон» предлагало погасить долги в срок до 20 декабря, а за это «прощало» пени.
Пенсионерку, всю жизнь исправно оплачивавшую все «квитки», такая «благотворительность» возмутила до глубины души.
— Я платить не стану, — говорит она. — Нас, добросовестных людей, надули. Почему теперь мне надо вносить деньги второй раз?
Впрочем, как рассказывают другие сыктывкарские пенсионеры, подобная «задолженность» за ЖКУ по решению суда запросто может быть списана у них с пенсионной карточки. То есть их даже и не спросят…
Но где гарантия, что деньги снова не достанутся каким-то мошенникам? Ведь жулики всякий раз придумывают новые схемы, а защиты у государства искать, похоже, бесполезно.

Людмила КУДРЯШОВА.

ПОСТСКРИПТУМ

Пропавшие миллионы

В Коми завершено расследование уголовного дела в отношении сотрудников нескольких фирм, включая ООО «Система Город», осуществляющих функции платежных агентов (система платежей «Оплати по пути»).
В общей сложности речь идет о 50 миллионах рублей, оплаченных жителями республики. По данным следствия, через платежных агентов также происходило отмывание преступных доходов и сокрытие денежных средств от налогообложения на сумму около 2 млрд руб.
Министр внутренних дел Коми генерал-майор Виктор Половников сообщил: «В настоящий момент обвиняемые, а их много, знакомятся с материалами дела. В ходе расследования выяснилось, что они также занимались обналичиванием средств. На их имущество наложены аресты. В ходе судебных разбирательств будет рассмотрен вопрос о возмещении ущерба пострадавшим».
В правоохранительные органы поступило более 1500 заявлений граждан, оплачивавших услуги через сеть «Оплати по пути». Установлено, что платежным агентом — ООО «ЕПС «Облака» — заключены агентские договоры с большинством ресурсоснабжающих организаций Сыктывкара.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники