Пограничник из Коми попал к маоистам

Вчера, 28 мая, люди в зеленых фуражках отпраздновали День пограничника, вспоминали яркие эпизоды службы.

советские погранцы (21)советские погранцы (3)

Но, пожалуй, самую необычную историю, к тому же окутанную ореолом государственной тайны, поведал «Трибуне» сыктывкарец Владимир Павлов. В 1976 году он служил в Чунджинском пограничном отряде, в Уйгурском районе Казахстана. Застава охраняла участок советско-китайской границы.

Тучи ходят хмуро

— Было это в 1976 году, за несколько месяцев до смерти китайского кормчего Мао Цзэдуна, — вспоминает Владимир. — Я и еще трое ребят из Коми служили в Чунджинском погран-отряде в Казахстане. В один из дней личный состав нашей заставы построили и объявили: на соседней заставе обстрелян пограничный наряд, одного из пограничников китайцы захватили в плен…
В то время советско-китайская граница постоянно находилась в состоянии готовности № 1. После столкновения на острове Даманский в 1969 году самый крупный пограничный инцидент произошел именно в Казахстане. Утром 12 сентября 1969 года неподалеку от советских пограничных застав «Родниковая» и «Жаланашколь» китайские военнослужащие пересекли государственную границу и стали окапываться. В ответ на требование покинуть территорию СССР бойцы Поднебесной открыли огонь из автоматов.
Пограничники вступили в бой и вскоре отбросили китайских солдат за границу. В бою получили ранения 10 советских пограничников, были убиты рядовой Виталий Рязанов и младший сержант Михаил Дулепов. Китайцы потеряли 19 бойцов, трое из нападавших были захвачены в плен.

Дан приказ ему

После инцидента 1969 года китайцы ни разу не нарушали границу СССР в Казахстане. Однако события у озера Жаланашколь были еще свежи в памяти офицеров, которые служили на границе в 1976 году, в том числе и Чунджинском отряде, рассказывает Владимир.
— На следующий день после похищения нашего пограничника я должен был отправиться на маршрут вожатым служебной собаки, — вспоминает он. — Однако меня срочно вызвали к командиру заставы. В комнате, куда меня завели, вместе с командиром был незнакомый мне офицер. Он задал вопрос: «Знаете ли вы Сергея?» И назвал фамилию земляка из Коми, служившего на соседней заставе.
— С Сергеем мы призывались из одного района, но до армии знакомы не были, — продолжает Владимир. — Познакомились в учебке. Парень он был неконтактный, близко мы не сошлись. Кроме меня на нашей заставе служил и еще один парень из Коми. Его тоже срочно сняли с патрулирования контроль-
но-следовой полосы и привезли на заставу. Командир приказал нам пришивать подворотнички и готовиться к поездке в отряд. В ту ночь мы переночевали в гостинице, а наутро нас доставили на допрос к двум полковникам КГБ. Полковников интересовало все, что было связано со службой Сергея и с тем, какие разговоры он вел в учебке, с кем контактировал. Одновременно и мы, по крохам, по отрывкам разговоров, узнавали, что же могло произойти с нашим земляком.
Судя по этим отрывочным данным, а также по информации, которую я получил позже, Сергей попал в плен случайно. Хотя то, как было на самом деле, знает лишь сам Сергей.

Куст, похожий на китайца

— Пограничный наряд из двух человек, одним из которых был мой земляк, выдвинулся к границе ночью. На маршруте оказался крутой поворот, Сергей шел первым.
В потемках, приняв куст за китайца, он инстинктивно нажал на курок, дал очередь из автомата. Старший наряда, который шел следом, в нескольких метрах, молниеносно упал на землю и затаился, посчитав, что произошло нападение китайцев.
А Сергей в тот момент, то ли потеряв ориентацию на местности, то ли решив, что он случайным выстрелом убил старшего, в панике бросился вперед и пересек границу. Пробежав метров сто, он успокоился, развернулся и пошел в обратную сторону (это было «прочитано» по оставленным на контрольной полосе следам). Но старший наряда именно в этот момент решил подать сигнал своим. А поскольку сигнальный пистолет находился у Сергея, старший начал стрелять вверх из автомата.
Сергей, услышав выстрелы впереди себя, вновь развернулся на сто восемьдесят градусов и бросился бежать. Он опять пересек границу, и там его взяли в плен китайцы.
…Спустя неделю после многочисленных допросов и бесед нас из штаба погранотряда вернули на заставу. Служба на границе продолжилась. В один из дней сентября мы заметили, что китайские пограничники стали выходить на патрулирование с траурными повязками на руке. Позже узнали — умер Мао Цзэдун (9 сентября 1976 г.).

Вернулся он на родину

— История с пленением земляка как-то повлияла на вашу дальнейшую службу? — спросил я Владимира.
— Нет. А вот начальника заставы, где служил Сергей, сняли. Точнее, перевели к нам на более низкую должность. Он скупо, но рассказывал, что произошло той ночью. Позже я узнал, что в 1979 году, в результате длительных переговоров, китайцы вернули Сергея на Родину. Причем вернули с тем же автоматом, с которым он перешел границу. Его судил военный трибунал в Алма-Ате за переход на китайскую сторону. Как я слышал, осужден он не был — Сергея признали больным. Говорят, китайцы пытали его, делали специальные уколы. Это, возможно, сказалось на его здоровье.
Спустя много лет я встретил Сергея на автобусной остановке в Сыктывкаре. Но разговора не получилось. Было видно — ему тяжело вспоминать. Я лишь узнал, что он занимается уборкой остановочных комплексов. Где он сейчас, я не знаю, — закончил рассказ Владимир.
«Трибуна» пыталась найти следы «китайского пленника». По словам его родственников, с которыми нам удалось связаться, бывший пограничник продолжает жить в столице Коми. Но контактировать с сослуживцами, с журналистами и даже с родственниками он категорически отказывается.