Рыбаки обнаружили в Троицко-Печорском районе остатки царского «Белкомура»?

На берегу реки Печора братья Андрей и Сергей Батмановы обнаружили старинную чугунную трубу с «постаментом» весом почти в центнер.

z3f4EArea7Q

Алексей Батманов.

Четкая надпись

Братья Батмановы приехали в Троицко-Печорский район из разных мест. Сергей — ухтинец, Андрей живет и работает в Сыктывкаре. А в Комсомольске — дом их родителей. В нем они и встретились, а затем отправились на рыбалку на лодке вверх по Печоре. 22 мая всего в нескольких километрах от поселка братья наткнулись на странную железяку.
Впрочем, местные жители о ней знали давно — кончик трубы торчал из почвы примерно на полметра.
— Многие сборщики чермета пытались ее вытащить, — рассказывает Андрей Батманов. — Но труба не поддавалась. Теперь стало понятно — почему: внизу труба заканчивается круглым чугунным пьедесталом. Только когда Печора сильно размыла берег, стало возможным вытащить железяку. Мы с трудом выволокли ее на берег, очистили от ила и грязи и увидели четко отлитую надпись: «Печорская партiя, 1914 г.». Другие буквы не читались…

x79Tt1rIi-oe8DLOSJAv6s
Находку в поселок доставили на прицепе.

Нелегкая это работа…

— Когда мы увидели дату изготовления, то подумали, что находка может иметь историческую ценность, — говорит Андрей. — Охотники за металлоломом наверняка приделают ей «ноги». Вот и решили везти железку в поселок, чтобы потом можно было отдать в музей.
Братья с трудом погрузили чугунную отливку на лодку и по реке доставили ее до того места, где у них находился лодочный прицеп. На этом прицепе чугунную «трубу» с пьедесталом дотащили до подворья Батмановых.

nUViQkA6iZU

nNZPVy8g1t4

Была такая партия

Сделав фотографии находки на камеру мобильника, Андрей отправился в Национальный музей РК. Сотрудники музея заинтересовались артефактом, но объяснить его происхождение не смогли.
Надпись «Печорская партия», вероятно, означает, что находка имеет отношение к изыскательским работам. Возможно, эту конструкцию оставила в печорской тайге одна из геологических партий царской России. Ведь на рубеже 19-20 веков в сегодняшнем Троицко-Печорском районе геологи искали россыпное золото, месторождения меди, железа, свинца.

К Уралу, на выход!

Проводить изыскательские работы могли и те, кто проектировал в те годы первую в Коми крае железную дорогу.
Идея связать железнодорожной магистралью станцию Усолье Чердынского уезда Пермской губернии с Троицко-Печорским районом родилась в 1910 году. По новой дороге предполагали вывозить из Печоры лес, ухтинскую нефть, сереговскую соль, ввозить хлеб и т.д.
Накануне Первой мировой войны Россия догнала Соединенные Штаты по общей протяженности железнодорожных путей. И если бы не война, а потом революция, участок между Троицко-Печорском и Усольем был бы непременно построен.
Удивительно, но от идеи (1910 г.) до изыскательских работ (1911-14) и начала строительства (1915 г.) прошло всего ничего. Как это не похоже на наше время, когда уже несколько поколений руководителей Коми упорно долдонят о строительстве «Белкомура», призванного решить ту же задачу, что решали строители троицко-печорской дороги: дать сырью, добытому в Коми, прямой выход на Урал.
Но от того, что в Коми уже третье десятилетие твердят «Белкомур», дороги короче не становятся. А само это слово приобрело комическое звучание. Мне, например, доводилось слышать фразу, брошенную в адрес пустомели: «Ну, пошел Белкомуры разводить…»

Австрияки в тайге

«Белкомур», то есть кратчайший путь на Урал, мог появиться в Коми крае и сто лет назад.
Узнав о планах строительства новой дороги из Троицко-Печорска на Урал, члены Усть-Сысольской земской управы предложили премьер-министру Российской империи Петру Столыпину дополнить проект участком до реки Вычегды и уже оттуда через Усть-Нем тянуть магистраль на Печору. Правда, реформатор эту поправку «зарубил», сославшись на нехватку средств в казне (извечная в России проблема!).
А вот на участке Троицко-Печорск—Усолье работы начались точно в срок — уже в 1911 году специалисты Министерства путей сообщения Российской империи начали изыскания в тайге. Грянувшая в 1914 году Мировая война не остановила эту работу, а даже подхлестнула ее. Рубить просеки под трассу в верхнепечорской тайге в Коми край пригнали австрийских военнопленных.
На место строительства начали уже доставлять шпалы и рельсы. Однако революция и Гражданская война остановили стройку.

Дорог перевоз

С большой долей вероятности можно предположить, что найденная братьями Батмановыми чугунная деталь с надписью «Печорская партия» оставлена изыскательской партией, готовившей трассу под первую в Коми железную дорогу.
Эту версию подтверждают и отлитые на «трубе» буквы. Их на этой неделе удалось обнаружить Сергею Батманову. Оказывается, под слоем ржавчины есть аббревиатура — «МПС». Однако смущает тот факт, что буква «С» в аббревиатуре почему-то перевернута…
Публикуя снимки находки, сделанной братьями Батмановыми, мы надеемся, что среди наших читателей есть знатоки промышленной истории Коми края, которые смогут точно сказать — для чего использовалась в печорской тайге чугунная отливка весом в десятки килограммов.
Кстати, несмотря на обращение Андрея Батманова в Национальный музей РК, жители и гости Сыктывкара вряд ли смогут увидеть находку в столице Коми. Андрею сообщили, что у музея нет денег на транспортировку «железяки» в Сыктывкар. И посоветовали передать находку в краеведческий музей Троицко-Печорска.

Владимир ОВЧИННИКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники