Сельский хирург пришел во власть на волне бурных событий времен «парада суверенитетов»

В начале 90-х годов в судьбе главного врача и заведующего хирургическим отделением Усть-Вымской районной больницы Валерия Потолицына произошел крутой поворот. Он был избран депутатом Верховного Совета Коми АССР двенадцатого созыва.
Уже через год Потолицын вошел в правящую элиту региона, став вице-спикером республиканского парламента. Его парламентская деятельность продолжалась 12 лет, в течение которых в регионе была создана совершенно новая законодательная база.

Валерий Потолицын трижды избирался депутатом парламента.

Поменял халат на мандат

— Валерий Андреевич, в годы перестройки вы довольно уверенно поднимались по карьерной лестнице в сфере здравоохранения. Почему же вы сменили белый халат медика на депутатский мандат, став в конце концов профессиональным парламентарием?
— За всю свою жизнь я никогда по собственной инициативе не стремился к начальственным должностям. Меня просили выдвинуться — люди оказывали доверие. В школе я был секретарем комсомольской организации. После окончания мединститута пришел работать в Усть-Вымскую больницу, и меня избрали профоргом. Главным врачом меня тоже избрали в 1987 году на районной конференции врачей (на эту должность претендовало четыре кандидатуры). А в 1990 году наши работники попросили меня выдвинуться кандидатом в депутаты Верховного Совета Коми АССР. Одновременно избирались народные депутаты РСФСР.
Я считаю — то были первые и последние свободные выборы в России. В моем округе было шесть кандидатов, в их числе — первый секретарь райкома партии. Это было время, когда партийно-хозяйственных работников очень жестко критиковали. Но мы — все шесть кандидатов — собрались и договорились: будем говорить только о том, что мы хотим сделать для людей, и откажемся от критики друг друга. Мы вместе ездили на встречи с избирателями, никакого черного пиара тогда не было.
— И вы победили, хотя за вами не было ни административного, ни денежного ресурса…
— Я три раза становился депутатом республиканского парламента. Тогда, в девяностые годы, народ выбирал исходя из личных качеств кандидата.

Ставленник Юрия Спиридонова

— Одно дело – завоевать доверие избирателей, другое — своих коллег-депутатов. А они избрали вас заместителем Председателя Верховного Совета Коми АССР, который возглавлял Юрий Спиридонов, фактически уже тогда руководивший республикой. Как это произошло?
— С самого первого заседания Верховного Совета я старался быть активным, чтобы претворить в жизнь то, что мною было обещано избирателям. В то время депутаты очень долго и скрупулезно обсуждали законопроекты, принимали множество поправок. Я по мере своих сил и возможностей старался изучить от начала до конца каждый законопроект и делал свои замечания.
Могу привести такой пример. Когда принимался республиканский закон о языках, я предложил около десятка поправок. В первоначальном варианте предполагалось, что чиновники сами определяют, на каком языке из двух государственных (коми и русском — Прим. И.Б.) к ним могут обращаться граждане. А суть моих поправок сводилась к тому, что сами граждане должны решать, на каком языке общаться с чиновниками. Ведь чиновник всегда может найти переводчика, а у рядового гражданина может и не быть такой возможности. Все мои поправки были поддержаны и приняты. Точно так же и по другим законопроектам. Наверное, поэтому меня и решили выдвинуть заместителем председателя.
— А кто конкретно это сделал?
— Юрий Алексеевич Спиридонов. В июне 1991 года, накануне очередного заседания, он пригласил меня к себе и сделал такое очень неожиданное для меня предложение. Я попросил время на размышление, он мне дал два часа, после чего снова пригласил и спросил: «Ну что, надумал?». Я ответил: «Нет, все еще сомневаюсь». «Если сомневаешься, значит, согласен», — твердо сказал Юрий Алексеевич и перед обеденным перерывом предложил мою кандидатуру депутатам.
Позже окольными путями я разузнал, что первоначально он хотел видеть своим замом Алексея Гришина (в то время председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Коми по законодательству, впоследствии руководитель администрации главы РК — Прим. И.Б.). Но Алексей Федорович заявил: «Я «непроходная» кандидатура, поскольку слишком резко и часто выступаю на сессиях. А вот есть депутат Потолицын, тоже очень инициативный, предложите лучше его».

Даже Татарстан обогнали

— Есть известное китайское проклятие: «Чтоб тебе жить в век перемен». Руководить парламентом в век перемен, наверное, проклятие вдвойне?
— Может быть. Но я считаю, что только с 1990 по 1995 годы в России был реализован лозунг коммунистов «Вся власть Советам». Потом верх взяла исполнительная власть. А тогда депутаты действительно представляли народ, пленарные заседания Верховного Совета в прямом эфире транслировались по телевидению и длились два-три дня. Любая сессия представляла из себя по сути большой митинг. Каждый депутат стремился выйти к микрофону, чтобы его увидели, поняли, что он за народ. Но я, видимо, отличался от своих коллег тем, что спокойно аргументировал свои предложения.
— В это переломное время проходил «парад суверенитетов», и наша республика «шагала» в первых рядах. Вы, депутаты, 29 августа 1990 года приняли Декларацию о государственном суверенитете, в которой провозгласили, что Коми является национальным государством, республиканские законы имеют верховенство над федеральными. Вы не думали, что в порыве революционной эйфории это могло привести к развалу России?
— Можно по-разному к этому относиться… Кстати, из автономных республик мы самыми первыми приняли эту декларацию. На один день раньше, чем Татарстан. И пошли на это вслед за союзными республиками. Но в нашей декларации не было ни слова о том, что мы хотим выйти из состава СССР или России. Цель этого документа — уравнять автономные республики в правах с союзными.
Мы же до этого формально имели свою Конституцию, но права были такие же, как у областей, за исключением возможности назначать свои государственные награды, вроде звания «Заслуженный работник». Когда в июне 2000 года Госсовет Коми принял постановление о признании декларации утратившей силу, в отдельном заявлении по этому поводу было сказано, что она сыграла положительную роль в истории республики, и ни слова о том, что она была неправильной.
— Положительная роль, как я понимаю, была в том, что на ее основе 17 февраля 1994 года была принята Конституция Республики Коми, по которой мы и сейчас живем. Однако по требованию прокуратуры уже в «нулевые годы» республиканский парламент внес в этот документ более 120 изменений и дополнений.
— Я считаю, что наша Конституция была принята с очень корректными формулировками. Хотя в судебном порядке многие нормы были признаны не соответствующими федеральному законодательству, поэтому их пришлось исправлять. Причем соответствие конституций республик Конституции федеральной должен рассматривать Конституционный суд Российской Федерации. А у нас этим занимались суды общей юрисдикции. Поэтому получилось не так, как хотелось бы, в том числе и с правовой точки зрения.
Вот пример. Из нашей Конституции убрали все упоминания о гражданстве Республики Коми. Между тем в статье 5 Конституции России сказано, что «республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Но раз мы государство, то у нас должны быть и свои граждане. При этом у нас не было записано, что гражданство Коми отлично от российского. И не предполагалось принимать людей в гражданство Республики Коми. Вместо этого было записано, что «гражданами Республики Коми являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Коми». То есть тот, кто приезжает в республику на постоянное место жительства, автоматически становится ее гражданином.
Но раз суд принял решение убрать норму о гражданстве Республики Коми, то мы обязаны были ему подчиниться. И многие другие нормы нам пришлось изменить, хотя я считаю, что они не выходили за рамки федеральных законов.

Напутствие нынешним депутатам

– В этом году законодательный орган отмечает свое 80-летие. Какое напутствие вы бы дали депутатам Государственного Совета?
– Я думаю, что и нынешние депутаты, как и мы в 90-е годы прошлого века, при принятии решений руководствуются не только общегосударственными и республиканскими интересами, но и, в первую очередь, интересами граждан, которые их избрали. Особенно это нужно учитывать при голосовании по вопросам налогов, налоговых льгот и затрат по статьям бюджетов всех уровней. Я уверен, что и нынешние и будущие депутаты сделают всё, чтобы наша республика и Россия в целом развивалась, и чтобы наши граждане могли жить достойно сегодня и были уверены в стабильном завтрашнем дне.

Беседовал
Игорь БОБРАКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники