«Тайна детских гробов» имеет разгадку

В прошлом номере «Трибуна» опубликовала материал «Тайна детских гробов» о необычной находке при строительстве гаража в ижемском селе Диюр — во дворе жилого дома обнаружены необычные детские захоронения — колоды, выдолбленные из цельного куска дерева. 

гробы в диюре  (3)Некоторые краеведы поспешили заявить, что захоронения подобного рода характерны лишь для старообрядцев, которых в Ижме якобы не было. Возникла загадка: какие же пришельцы оставили в северной земле этот мрачный след?
Но должен разочаровать любителей тайн — тот тип захоронений, что найден в Диюре, присущ всем финно-угорским народам. Гроб для усопшего нередко делали из цельной колоды, обычно из толстой осиновой чурки. Верхнюю часть чурки снимали и оставляли для крышки гроба. В домовину стелили солому, а в изголовье клали кудель. На кладбище гроб, как правило, оборачивали берестой, а порой ею же обертывали и покойного.
В 1985 году в Корткеросе начали рыть котлован для строительства Дома культуры. И тут тоже наткнулись на старые захоронения. Гробы были сплошь выдолблены из осины и завернуты в бересту. Их стали вывозить на свалку. Я лично ходил по этому поводу в райком партии — высказывал возмущение. Впрочем, возмущались тогда многие жители райцентра.
Что касается места захоронения, то и тут нет особой тайны: младенцев, особенно родившихся мертвыми, часто хоронили во дворе под черемухой или в голбце — подле лаза, ведущего в подпол. Здесь же хоронили незаконнорожденных детей. Помню случай, когда моя мама от тяжелой работы упала и родила мертвого ребенка. Похоронили его также в голбце.
Кстати, уходя в дальний и опасный путь, например, на работу в уральские заводы, многие коми брали с собой землю из голбца в качестве оберега.
Были на Ижемской земле и староверы. Ведь многие переселенцы в Ижму пришли из Удорского района, а там дониконианская вера была распространена.
Один из знаменитых староверов — Киприан — жил в Мохче. Этот последователь протопопа Аввакума был выслан властями на Север, но сумел сбежать и добрался до Мохчи. Однако у московской власти уже тогда были длинные руки: посланцы царя схватили Киприана и обезглавили при въезде в Мохчу.
Хорошо помнили когда-то о староверах и в ижемской деревне Ласта, где в начале 90-х годов прошлого века мне рассказывали о местных последователях «неистового Аввакума».

Александр ПАНЮКОВ, историк.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники