Туристический бизнес терпит бедствие

Буревестником экономической бури в России оказался отечественный турбизнес. Еще минувшим летом начали банкротиться крупные туроператоры. Первым толчком послужил запрет для выезда силовиков за границу. А когда грянули санкции и обвалился рубль, ситуация на этом рынке услуг стала катастрофической.

pho (202)Дотянуть до весны

В Коми, как известно, нет туристических операторов (фирм, которые занимаются организацией отдыха и комплектацией туров). Есть только туристические агентства — посредники между операторами и клиентами. Агентства лишь продают туры за комиссионное вознаграждение и поэтому жестко привязаны к спросу на путевки. Но спрос быстро падает, клиентская база сокращается.
О нынешних проблемах регионального турбизнеса «Трибуне» рассказывает президент Ассоциации турагентств Республики Коми Мнацакан НИКОГОСЯН:
— Мы очень сильно почувствовали на себе кризис. Поэтому сегодня — главное остаться на плаву, выдержать удар со стороны экономики и политики и продержаться, как минимум, до весны. Там уже станет видно, как будет жить отрасль.
По его словам, турагентствам в Коми выжить гораздо труднее, поскольку агентства крупных городов были ориентированы в том числе на внутренний туризм. Продавали, например, туры по Золотому кольцу, в Великий Устюг — это дает некую «подушку безопасности». Турагентства Коми завязаны в основном на массовый отдых северян и чартерные рейсы. Поэтому очень повлиял на ситуацию, например, тот факт, что «Пегас-туристик», выполнявший чартерные вылеты из Сыктывкара в Хургаду, недавно отменил этот рейс, оставил только вылет в Шарм-эль-Шейх. Кроме того, конечно же, влияет постоянно растущий курс доллара. Из-за этого многие северяне вынуждены отказываться от запланированных поездок.
— Счастлив тот оператор, кто имеет глубину продаж, — продолжает М. Никогосян. — Это когда в августе люди уже заказывают путевки на декабрь. Нормальная, общемировая практика, потому что для таких клиентов предусмотрены хорошие скидки за раннее бронирование. Сегодня такого почти нет. Люди подходят к нам за две недели. К примеру, наша фирма на Новый год всегда имела довольно неплохие объемы. А в этом — увы…

Заоблачные тарифы

— Возможно, и нашим турагентствам нужно больше внимания уделить внутреннему туризму?
— Массовый туризм в Турцию и Египет останется. Крым и Краснодарский край, думаю, не смогут пока принять всех желающих. Крым — потому что там очень плохое обслуживание и совдеповские условия. Украина практически ничего не вкладывала в развитие крымских здравниц. Причем я не понимаю — почему, ведь это уникальное место! А что касается Краснодарского края, то там сервис есть, но очень кусачие цены и к тому же полное отсутствие отелей эконом-класса. Люди, привыкшие к хорошему сервису за относительно средние деньги, все равно будут делать выбор в пользу того, что им уже хорошо известно.
— Вы, как президент Ассоциации турагентств Коми, собирали своих коллег, чтобы обсудить ситуацию?
— Пока нет. Скорее всего, мы обсудим эту тему перед началом летнего сезона, в марте-апреле. Чтобы определить, как будем дальше развиваться. После банкротства крупных туроператоров знаю, что у наших туристов тоже были проблемы, в страховые фирмы поступило много заявлений.
— Почему вообще возникли эти проблемы? Украинские события повлияли?
— Проблемы начались давно, Украина лишь ускорила процесс. Рано или поздно кризис все равно бы случился. Раньше у каждого туроператора был свой сегмент. К примеру, турами в Испанию занималось «Натали-Тур», в Турцию — «TEZ-тур», «Пегас», «Corel», экскурсионными турами в Европу — «Нева». А сегодня как? Все берутся за все. Фирмы начали переманивать друг у друга специалистов, демпинговать, набрали кредитов… Второй момент — высокие тарифы на авиаперевозки. Вот в комплексе эти факторы — несогласованные действия со стороны туроператоров и заоблачные цены — и привели к тому, что мы сейчас имеем.
— Но мечтать об отдыхе нам никто не запретит…
— Уже в феврале, наверное, станет ясно, что будет с чартерными программами по всем направлениям. И от Европы, несмотря на жесткую политику и курс евро, мы уйти не сможем — она ведь тоже заинтересована в наших туристах. Крупные игроки должны сесть за стол и договориться. Условно говоря, в Испанию столько самолетов в неделю, в Анталью — столько и т.д. Тогда никакого демпинга у нас не будет, и всем будет хорошо.

«Выпивка — это не страховой случай»

— Можете дать несколько советов туристам?
— Я бы посоветовал с осторожностью относиться к выбору направлений и иметь дополнительную страховку, помимо стандартного пакета. Всегда рекомендую страховаться от невыезда, на случай отказа в визе (редко, но все же бывает), от других форс-мажорных обстоятельств. Лучше заплатить определенную сумму и спокойно спать. А при случае — полностью вернуть свои затраты.
— Недавно в Таиланде наш земляк сломал шею, но страховая компания отказалась оплачивать лечение, потому что в его крови был обнаружен алкоголь.
— Выпивка — это не страховой случай. И вообще, туристы часто невнимательно читают договор. Прежде чем обращаться за границей к врачу, необходимо поставить в известность вашу страховую компанию. А то, бывает, сначала получают помощь, а потом выясняется, что эта клиника никакого отношения к вашей страховке не имеет.
И еще один модный тренд. Многие сейчас стали бронировать отели напрямую через онлайн. Понимаю, у кого нет языкового барьера, возможно, так проще. Прилетел, взял такси и поехал, куда захотел. А не дай Бог, страховой случай? Кража, ДТП? Все-таки через турагентство — надежнее.
Елена ШЕЛЕСТ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники