Усть-цилемские чиновники предлагают разворошить святые для православных могилы

В Усть-Цильме разгорается скандал вокруг строительства социокультурного центра, а проще говоря, пристройки к действующему районному Дому культуры.

Культура на костях

На минувшей неделе в Усть-Цилемском районе побывал епископ Воркутинский и Усинский Иоанн. Владыка не скрывал, что основная цель поездки — организовать диалог между православной общиной и местной властью.
Конфликт вспыхнул после недавнего заседания общественного совета при МР «Усть-Цилемский», где рассматривали вопрос согласования строительства объекта «Усть-цилемский социокультурный центр». Речь идет о пристройке к действующему Дому культуры, где разместятся танцевальный зал, класс хореографии и другие кабинеты и помещения.
Все, кто бывал в Усть-Цильме, знают, что местный ДК, построенный в 1963 году, примыкает к большому скверу из столетних лиственниц. Еще в начале этого века под сенью лиственниц находился старый кинотеатр, возникший в свою очередь в стенах единоверческой (ее могли посещать и православные, и староверы, которых в Усть-Цильме было большинство) Никольской церкви.
По традиции церковь окружало кладбище, на котором хоронили священнослужителей и почетных жителей села. В 2003 году кинотеатр разобрали, могильные плиты вывезли. Несколько лет здесь был пустырь.
На заседании совета не обошли вниманием историческое прошлое «пустыря под лиственницами». По проекту часть лиственниц предстоит срубить, а в «случае обнаружения захоронений», говорили участники совета, их необходимо перенести на другое место и перезахоронить.

печорская лодка
Районное руководство не удосужилось встретить епископа Иоанна,

за ним даже не прислали машину — от реки Владыка топал пешком…

Замахнулись на святое

— Готовится не просто святотатство! — возмущается прихожанка местной православной общины
Надежда Хаботина. — Это плевок в прошлое всего села. Под лиственницами лежат наши общие предки. Администрация района прекрасно знает, что православные почитают это место, мы ухаживаем за ним, проводим здесь службы… Считается, что глумление над историей и церковью осталось в советском прошлом. Но в Усть-Цильме не так давно рядом с домом культуры построен туалет, и когда копали яму, вместе с землей доставали человеческие кости и черепа. Неужели все это будет продолжаться? Кто, кроме священников, имеет право перезахоранивать эти могилы, кто, кроме верующих, может распоряжаться этой землей?
— Действительно, место под лиственницами — святое для Усть-Цильмы, — подтвердила «Трибуне» сотрудник местного краеведческого музея Мария Канева. — Лиственницы в свое время привез из Архангельска и посадил священник Арсений Нечаев. Здесь под каждым деревом — могила. Кроме священников, тут похоронены и почетные граждане села, к примеру знаменитый «печорский князь» Иас Палавандишвили, или, как его называли устьцилемы, Евсевий Осипович Палавандов.

дом культуры - рядом с ним и будет строиться пресловутая пристройка война идет за это место  (1)

Князь-диссидент

Вот что пишет об этом великом для Усть-Цильмы человеке местная исследовательница Екатерина Осташова:
«Грузинский род князей Палавандовых оказался в числе тех, кто был недоволен присоединением в 1800 году Грузии к России. Евсевий Осипович стал членом тайного общества, целью которого было возвращение Грузии государственности. Его участники были разоблачены и сосланы в отдаленные губернии. Князя Евсевия Палавандова определили унтер-офицером в один из полков, навсегда запретив въезд в Грузию. Освободившись от солдатской лямки, князь получил назначение ехать лесничим в Печорский край.
Грузинский аристократ, обладавший изысканными манерами, знавший Грибоедова и даже Пушкина, очень быстро стал своим среди мужиков Усть-Цильмы. Дом Палавандова всегда был открыт для гостей — от Ижмы до Мезени. Он первым начал сажать картофель в Усть-Цильме и приучил к этому остальных. И это в селе, где староверы с подозрением относились к новой культуре…
Умер он в Усть-Цильме, из которой никуда не захотел уезжать. И как почетный житель был похоронен возле алтаря местного Никольского собора. Последний приют опального князя оставался в Усть-Цильме почитаемым местом на протяжении десятков лет. Но в храме сначала сделали клуб, а потом обветшавшее здание и вовсе разобрали. А надмогильными плитами укрепили фундамент строящегося нового очага культуры. Таким образом были заметены последние вещественные свидетельства жизни князя Палавандова на Печоре».
Впрочем, музейщик Мария Канева уверяет, что последнее утверждение неверно — могильная плита князя до сих пор находится на пустыре под лиственницами…

Привязка и неувязка

На встрече епископа Иоанна с руководителем администрации Усть-Цилемского района Алексеем Поздеевым прозвучала информация: строительство центра — дело по сути решенное. На проект уже потрачено свыше миллиона рублей. Сам же центр обойдется в 103 миллиона!
Что же касается позиции общественников и православных, заявил Алексей Викторович, то несколько лет назад администрация проводила общественные слушания. И НИКТО не выступил тогда против строительства центра…
— Мы и не могли выступить против, — уверяет
Надежда Хаботина. — Речь тогда вообще не шла о строительстве на месте кладбища. Иначе, конечно же, мы бы встали грудью против этого проекта.
Музейщики села тоже, как выяснилось, были не в курсе, где сельские власти намерены поставить пристройку.
— Лично я узнала о конкретной привязке к местности и о том, что объект планируется разместить на территории погоста, только после недавнего заседания общественного совета, — говорит Мария Канева. — С нами никто не советовался. Между тем мы всегда готовы представить документы и материалы о том, что и где располагалось на этой территории.
По мнению сельского общественника Александра Чупрова, местная администрация в свое время вольно или невольно подтасовала информацию о строительстве.
— Когда проходили общественные слушания, речь шла о строительстве центра справа от действующего Дома культуры. Там сейчас находится торговое предприятие. Но владелец его вовремя подсуетился и оформил землю в собственность — теперь сюда соваться бесполезно. Поэтому и появилась идея — строить слева от ДК, то есть по сути на кладбище.
Надежда Хаботина считает — православные до сих пор были спокойны еще и потому, что с 2003 года они убеждены — территория «под лиственницами» неприкосновенна. Заверение в этом им дал бывший руководитель района Сергей Чечеткин.
— Когда в 2003 году было принято решение сносить пустующий кинотеатр, который размещался в стенах Никольской церкви, мы ходили к главе администрации Чечеткину. Сергей Лукич четко сказал — эта земля остается за православной общиной. Никаких объектов здесь строиться не будет, — говорит Надежда Хаботина.
— Кинотеатр мы разобрали из-за его ветхости. А по поводу земли я не могу сказать, что было какое-то письменное решение, — прокомментировал эти слова «Трибуне» Сергей Чечеткин. — Но я точно помню наш разговор с представителями общины: строиться на этом месте ничего не должно. Это было наше общее мнение. Остаюсь при нем и сегодня. Если речь пойдет о строительстве культового объекта самими православными — это одно. Но светский объект тут недопустим! И, конечно, затевая подобные вещи, нужно советоваться с людьми, чтобы не было потом мучительно больно.

Не тревожьте мертвецов

«Мучительную боль» у администрации района пока вызывает лишь то, что на проектирование и привязку объекта к местности потрачены немалые бюджетные средства. На встрече с епископом Воркутинским и Усинским Иоанном глава администрации Алексей Поздеев тоже призывал к диалогу. Но перенос пристройки в другое место, по мнению районных чиновников, невозможен: нужно будет менять проект, снова тратить деньги. А их в казне, как известно, нет.
А может, их потому и нет, что наши чиновники забыли: в любом деле нужно семь раз отмерить, прежде чем отрезать? Они же привыкли распоряжаться бюджетом как «чужими» деньгами. Кстати, «Трибуна» уже писала о том, что вот так же, коту под хвост, ушли бюджетные деньги, выплаченные за проектирование местной больницы…
Епископ Иоанн предложил свою формулу: нужно искать решение по строительству центра, которое не затрагивало бы территорию кладбища.
Альтернативы этому быть не может, говорили на встрече священники, приводя пример сел и деревень, где осквернение могил и строительство на их месте светских учреждений приводило ко многим труднообъяснимым бедствиям.
В частности, служители культа рассказали о деревне, где только в этом году на 400 жителей произошло семь смертей молодых мужчин, большинство из которых покончили с собой. Деревню священники не назвали, но в ней легко угадывается усинская Денисовка, где недавно покончили с собой сразу два человека («Трибуна», 1 июля 2016 г. «Денисовка лезет в петлю»).
Похоже, даже несмотря на приезд в райцентр епископа, конфликт вокруг строительства центра не разрешен. Более того, как считает
Надежда Хаботина, противостояние обострилось.
— Мы, православные, считаем, что районным властям наплевать на нас, – говорит Н. Хаботина. — Иначе как понять, что приехавшего в село епископа никто из местной администрации не встретил, не послал ему даже машину? От реки епископу Воркутинскому и Усинскому пришлось идти пешком. В этом ярко проявилось отношение к нам. Оно проявляется и в вопросе строительства «центра на костях».

Владимир ОВЧИННИКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники