В бою с врагами Чапаев с нами! Кино и немцы: важнейшее из искусств помогало советским людям громить фашистские орды

В Национальной библиотеке Коми развернута небольшая, но ценная экспозиция «Незабываемое: спектакли и фильмы о войне». На выставке представлены фото- и киноматериалы из фондов Российской государственной библиотеки искусств.
Фильмы времен Великой Отечественной и первых послевоенных годов мы воспринимаем сегодня как кинохронику. Эти картины, на первый взгляд очень наивные, удивительно притягательны, они завораживают. В них – не столько магия искусства, сколько магия времени, его живого дыхания.

В. Чапаев: «Бейте
поганую харю!»

Это ты, что ли, Василий Иванович?

Первыми фильмами начала войны стали короткометражки-агитки, снятые в жанре сиквела. То есть они продолжали истории, уже знакомые зрителям. 24 июня 1941 года начались съемки ленты «Подруги, на фронт!» режиссера Виктора Эйсымонта. В фильме участвовали те же четыре героини картины «Фронтовые подруги», посвященной предыдущей войне – советско-финской.
А в июле 1941 года, когда ситуация на фронте была катастрофической, уже пали Минск и Смоленск, немцы рвались к Киеву, на советских киноэкранах вновь появился легендарный Василий Чапаев. В исполнении актера Бориса Бабочкина из великой ленты (первой звуковой) «Чапаев» (1934 год).
Оказывается, Василий Иванович благополучно переплыл Урал под пулеметным огнем. Он бодро выходит из реки и попадает в 1941 год, где его встречают танкист и кавалерист. Красноармейцы, как и зрители, конечно, потрясены. Ведь до сих пор считалось, что раненый комдив утонул еще в 1919 году. Но не таков Василий Иванович («Чапаев да не всплывет!»). И вообще, настоящие герои не умирают. Надевая бурку, он строго спрашивает бойцов из будущего: «Ну, чего у вас тут? Опять немцы полезли?» «Полезли проклятые!» – жалуются ему. «Врешь, не возьмешь, гад! Били и будем бить! По коням!» – командует Чапаев, садясь на белого коня.
Следующие кадры – военный парад на Красной площади. На фоне развевающегося знамени актер Бабочкин произносит пламенную речь. В Гражданскую бывало и хуже, говорит он: «Одна винтовка на троих. Одна пушка, да и та стреляла по праздникам. А врагов мы били!» Теперь совсем другое дело: «Построили вы великолепную жизнь на нашей земле… Великолепное у вас оружие». Поэтому нет сомнений в победе. «Бейте поганую харю фашистскую!» – призывает комдив.
«Чапаев с нами» – это всего 300 секунд экранного времени. Но эффект 5-минутной ленты, по воспоминаниям первых зрителей, был ошеломляющий. Лаконичный агитационный шедевр пробуждал в массовом сознании «архетип героя», причем сугубо народного. То, что и нужно было в трудные месяцы сорок первого. Режиссер Владимир Петров попал «в десяточку».

«В шесть часов вечера после войны» (1944).

Зрители и плакали, и смеялись

Отечественная война была не только великой, но и тотальной. Страна воевала под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». Это касалось любых сфер жизни, включая искусство. Поэтому кинематографисты убрали из плана производства фильмы, не имевшие «прямого отношения к теме защиты Родины», вспоминал впоследствии знаменитый режиссер Григорий Александров.
Полнометражные художественные ленты снимались в глубоком среднеазиатском тылу – в Алма-Ате, куда осенью 1941 года были эвакуированы киностудии «Ленфильм» и «Мосфильм». Именно там появились на свет такие популярные картины, как «Секретарь райкома» (1942), «Два бойца» (1943), «Она защищает Родину» (1943), «Радуга» (1943), «Фронт» (1944), «Нашествие» (1945).
Смех – это тоже оружие. И помимо «серьезных» картин стали появляться ленты, снятые в жанре военной комедии. Первый такой опыт – «Антоша Рыбкин» (1942). Фильм о бравом поваре имел большой зрительский успех. Затем последовали «Новые похождения Швейка» (1943), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Небесный тихоход» (1945) и другие.

Кадр из фильма «Антоша Рыбкин» (1942).

Крути ручку, механик!

– Движущиеся картинки на большом экране я увидела в три года, когда в наш дом,
обустроенный под военный госпиталь, привезли кинопередвижку, – рассказывает жительница Корткеросского района Валентина Худяева. Ее военное детство прошло в деревне Бридино, что в Тверской области, недалеко от Ржева.
Как она вспоминает, в разрушенной бомбежками деревне изредка появлялись киномеханики. Аппаратуру везли на телеге (зимой на санях), а с нею еще и электродвижок. Если движка не было, ручку кинопроектора крутили вручную. Для звукового кино полагался громкоговоритель. А если фильм был немой, киномеханик сам читал текст и давал разъяснения по ходу картины. Зрители с благоговением слушали его комментарии. В то время киномеханики были в большом почете.
Для кинозала использовали деревенскую избу или лужайку на берегу реки. Позже восстановили и клуб.
По словам Валентины Худяевой, киносеанс длился довольно долго. Несколько раз он прерывался, потому что один фильм занимал несколько бобин пленки и киномеханику приходилось ленты менять. За это время успевали обсудить просмотренный отрывок фильма. Кинопередвижки везли с собой фильмы «Чапаев», «Юность Максима», «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Два бойца», «Трактористы» и другие.
Зрители тех лет знали по именам всех советских актеров. Перед фильмом обычно показывали киножурнал с кадрами военной кинохроники.
– Теперь можно смотреть кино дома в любое время, – добавила Валентина Худяева. – Но все же кажется, что тогда, в послевоенном детстве, лежа на полу в холодном клубе, смотреть кино было интереснее.

«Служили два товарища» (Б. Андреев и М. Бернес).

Сельские сеансы

– Закончив семилетку, я устроился помощником киномеханика, – вспоминает сельский житель Сергей Панюков. – Тогда с колхозами заключались договоры, по которым они должны были предоставлять лошадей для перевозки аппаратуры. Но на деле колхозы лошадей не давали, приходилось самим договариваться с возчиком «за бутылку». Кино «ставили» на гумне, в красном уголке, в школе. Движок был изношенный, радиатор – как решето, подряжали пацанов, которые подносили воду из ручья или колодца во время сеанса, за это пропускали их на сеанс бесплатно.

Наша «Родина»

Весной 1940 года в Сыктывкаре открылся городской кинотеатр, который позднее назвали «Родина».
Что именно смотрели сыктывкарцы в годы войны, можно узнать, пролистав в архиве подшивки газеты «За новый Север». Так, в 1943 году демонстрировались фильмы: «Черноморцы», «Светлый путь», «Киносборник № 7», «Ленин в 1918 году», «Киноконцерт», «Бабы», «Четвертый перископ»», «Разгром немецких войск под Москвой», «Вальс», «Непобедимые», «60 дней», «Щорс», «Партизаны в степях Украины», «Александр Пархоменко», «Небеса» и т.д.
В зале городского кинотеатра никогда не было свободных мест, приходилось приставлять стулья.

Боевые трофеи

Уже в 1943 году в Сыктывкаре появилось так называемое трофейное кино. Это были фильмы «Джордж из Динки-джаза» (Англия). «Битва за Россию» (США). Весенние афиши зазывали горожан на американскую комедию «Три мушкетера» и историческую драму «Леди Гамильтон». В основном это были довоенные фильмы голливудского производства.
Кинопоказы начинались с белой надписи на черном фоне: «Этот фильм был взят в качестве трофея во время Великой Отечественной войны».
В сыктывкарском кинотеатре были показаны фильмы «Зорро», «Сестра его дворецкого», «Капитан армии свободы», «Газовый свет», «Мост Ватерлоо» и все серии «Тарзана».
И все-таки большая часть фильмов, и документальных, и художественных, была посвящена теме защиты Отечества. Перед каждым сеансом показывали военные киносборники. В День Победы, 9 мая 1945 года, около кинотеатра играл духовой оркестр, и это был настоящий праздник для сыктывкарцев.

Постскриптум

В самом пекле сражений

На переднем крае битвы с фашистами находились создатели военной документальной хроники, авторы боевых киносборников «Победа за нами», киножурналов «Новости дня».
Оперативные съемки с фронтов Великой Отечественной затем показывали во всех кинозалах страны. Но эти бесценные кадры доставались дорогой ценой. Из 250 военных кинооператоров погиб каждый пятый, каждый второй был ранен.

Наталия ЕВСТИФЕЕВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники