В Коми загубили не только уникальные деревья, но и почти все наследие великого педагога

В этом году отмечается 75-летие со дня рождения нашего выдающегося земляка Александра Католикова, а также 60-летие его главного детища — знаменитого католиковского интерната.
К юбилею выпущена книга «Александр Александрович Католиков». Это издание стало первым в серии «Республика Коми: люди и время». А ровно через неделю, 27 мая, должна состояться ее презентация — уже утвержден сценарий и готовы пригласительные билеты… В общем, все это выглядело бы очень благостно, если б не разразившийся накануне торжеств скандал.

imgC_preview_610

Продали и разбазарили

Торжества должны состояться в Межадоре — базовом поселковом хозяйстве школы-интерната, который много лет создавал и лелеял педагог-новатор Католиков. Впрочем, приглашенные на презентацию бывшие работники интерната вряд ли его сразу даже узнают — настолько тут все изменилось. Раньше здесь были поля, засеянные различными культурами, имелась прекрасная ферма, огороды. Но все это в прошлом: поля отданы фермерам, стадо крупного рогатого скота продано на аукционе, лошади, овцы и другие мелкие животные также ушли с молотка. От них просто избавились — в соответствии с новой концепцией развития хозяйства, утвержденной Минобразом республики в 2012 году.
В сущности, уникальная школа для детей-сирот, что создавал долгие годы Католиков и его сподвижники, превратилась в обычный интернат, каких много в стране и даже в нашей республике. Той замечательной школы, где основой был труд и подготовка детей к взрослой жизни, больше нет, она канула в Лету.
Обеспокоенные таким положением дел, в феврале текущего года соратники и ученики великого педагога обратились с письмом к исполняющему обязанности главы РК Сергею Гапликову. Они просили принять меры к сохранению наследия Католикова, не разрушать до основания все наработанное.

Меры приняты!

Подписантам ответил председатель правительства Владимир Тукмаков, который на пяти страницах письма рассказал о том, какие чудесные перемены происходят в школе и как строго за этим следит правительство.
Бывшие сподвижники Католикова, которые хорошо знают, как на самом деле обстоят дела в Межадоре, конечно, были в шоке, получив такой ответ из правительства. Поэтому они решили обратиться в другой орган власти — в Госсовет республики. Заканчивалось обращение так: «Было бы желательно обсудить в депутатском корпусе Государственного Совета РК проблемы интерната для выработки мнений и принятия решений с привлечением широкого круга общественности».
И вот буквально в прошедший понедельник «старая гвардия» получила ответ, подписанный спикером Госсовета Надеждой Дорофеевой, но проработанный «совместно с Правительством Республики Коми».
Депутатский вариант письма мало чем отличается от правительственного (при «суверенной демократии» такое бывает!). Ну разве что содержит меньше канцеляризмов. Стилистически переработав опус опального нынче господина Тукмакова, депутаты тем не менее пришли к тем же выводам: в интернате все хорошо, более того — прекрасно. И главное — в рамках «утвержденной концепции развития школы». Даже тот факт, что теперь на базе школы будет действовать Центр постинтернатского сопровождения (вместе с воспитанниками школы будут жить выпускники других интернатов в возрасте до 18 лет и даже старше), это не обуза и дополнительные проблемы, а применение «накопленного детским домом-школой богатого педагогического опыта, материально-технических и кадровых возможностей».
Полученное письмо соратники Католикова расценили однозначно — как отписку. И еще, возможно, как очередное доказательство дружной работы двух ветвей власти — исполнительной и законодательной. Уж больно пишут красиво! А главное, одинаково.

Педагогика с топором

На этом фоне приглашение поехать на презентацию в Межадор многие сподвижники Католикова восприняли весьма неоднозначно. Смотреть на оскопленное хозяйство, которое ничего кроме критики и сожаления у них не вызывает? Ведь в результате может выйти так, что вместо праздника получится чуть ли не траурный вечер.
А тут еще подоспело сообщение на ленте «Комиинформ» о том, что «по решению руководства детдома Католикова вырублены уникальные деревья в Межадоре». Оказывается, приехавшего в республику знаменитого ученого и соратника Александра Католикова — профессора из Воронежа Евгения Титова — едва не хватил инфаркт, когда он увидел, что стало с рощей в том самом учебно-опытном хозяйстве.
Господин Титов ежегодно приезжал в Межадор, чтобы посмотреть, как растут уникальные деревья в особой зоне, а в этот раз вместо рощи увидел одни пеньки! По приказу директора школы Любови Витенковой деревья вырубили. Как пояснила профессору сама руководительница, она якобы не ведала о научной ценности деревьев. Это при том, что за срубленными деревьями воспитанники ухаживали много лет, здесь велись научные исследования, на основании которых юные ученые защищали экологические проекты и даже получали гранты. И все это знали. Кроме, как выяснилось, директора.

«Междусобойчик»

Теперь у соратников Католикова вообще пропало любое желание ехать на презентацию в Межадор. Ведь придется увидеть самое свежее подтверждение того, что с наследием Католикова обращаются совсем не так, как об этом говорит госпожа Дорофеева, а вместе с ней и члены правительства, которые ситуацию в детском доме-школе им. Католикова рассматривают через розовые очки.
Как сообщает «Комиинформ», факт вырубки уникальной рощи может послужить основанием для проверки природоохранной прокуратурой, поскольку несанкционированная вырубка противозаконна и грозит уголовной ответственностью. А поскольку учредителем школы является Министерство образования республики, вопросы могут возникнуть и к руководству интерната, и к министерству.
По мнению сына Католикова, запланированная в Межадоре презентация — это не что иное, как эдакий «межведомственный междусобойчик», после которого в правительственных СМИ появятся бравурные рассказы о великолепном учебном заведении для детей-сирот. Снова польется сладкая патока…
И разумеется, во время торжеств вновь будет произноситься магическое слово «концепция». При этом никто не спросит: а кто, собственно, сочинил эту самую концепцию? И с какой целью? Если задача состояла в том, чтобы разрушить опытное хозяйство и выхолостить суть католиковской педагогики (воспитание детей трудом на родной земле), то чиновничий план успешно реализован.

Анатолий ПОЛЬКИН.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники