Пассажира автобуса высадили в глухой тайге, обрекая его на гибель

15 октября инженер радио-связи Синдорской компрессорной станции ООО «Газпром трансгаз Ухта» Алексей Ляутов погиб под колесами автомобиля «Рено».

ляутов синдор  (3)Уже на следующий день ГИБДД по РК сообщила, что частично в аварии виновен сам пешеход, который в темное время суток шел по трассе в одежде, не имевшей светоотражающих элементов.
Впрочем, о водителе «Рено», сбившем пешехода, также появилась негативная информация: за год его девять раз привлекали к ответственности за превышение скорости, управление автомобилем без документов и «пьяную» езду. Кстати, и в день аварии он не должен был управлять автомобилем, поскольку в марте этого года был лишен прав на 18 месяцев. Сейчас по факту гибели Ляутова полиция Княжпогостского района расследует уголовное дело.
Однако жители поселка Синдор, приславшие в «Трибуну» коллективное письмо, причину гибели человека видят не только в «слепом» наезде. Они убеждены, что, каким бы ни было уголовное расследование, реальный, пусть и косвенный виновник трагедии останется в стороне.
Более того, многие синдорцы едва ли не каждодневно подвергаются смертельной опасности на трассе Сыктывкар—Ухта.

Мертвая зона

Поселок газотранспортников находится в пяти километрах от трассы Сыктывкар—Ухта. От нее до Синдора ведет асфальтированная дорога длиной всего в несколько километров. Но междугородные автобусы в поселок уже давно не заходят: высаживают пассажиров прямо на дороге. До поселка потом приходится топать пешком.
Причем поворот на Синдор пропустить очень легко — здесь нет автобусной остановки, предупреждающих знаков, освещения. Автобусы часто пролетают мимо, даже не притормаживая.
Алексей Ляутов в свой выходной отправился в Сыктывкар по личным делам. Возвращался домой после обеда, на автовокзале купил билет на автобус Сыктывкар—Ухта. Путь до Синдора неблизкий, и Алексей Васильевич задремал. А проснувшись, обнаружил, что проехал свою остановку. После этого водитель остановил автобус и предложил пассажиру покинуть салон — билет у него был только до Синдора.
Оказавшись на пустынном шоссе, инженер понял, что находится по крайней мере километрах в десяти от Синдора. По стечению обстоятельств он попал «в мертвую зону» — мобильная связь в этом месте отсутствовала, а потому он не мог сообщить родным, что с ним случилось.
Алексей Васильевич отправился домой пешком. Путь его закончился на 200-м
километре трассы.

1438580379-533
На этом месте погиб инженер.

«Это ужасает»

— Через месяц папе должно было исполниться 55 лет, он готовился к выходу на пенсию, строил планы, — рассказывает дочь погибшего Ульяна. — Когда его хоронили, провожающие возмущались по поводу того, как равнодушно моего отца высадили посреди темной трассы, потому что практически в каждой семье поселка есть человек, который побывал в такой же ситуации — возвращался из Сыктывкара, просмотрел свою остановку и вынужден был выйти на трассе вдалеке от поселка. Кому-то повезло — он смог дозвониться родным или знакомым, вызвать такси. Другие вынуждены были добираться до дома пешком.
– Меня это ужасает, — продолжила Ульяна Алексеевна. – ведь речь часто идет о пожилых людях, женщинах, подростках. А ведь ночью в лесу с человеком может случиться все, что угодно: и дикие звери могут напасть, и жертвой насилия стать несложно. Неужели водители, высаживая пассажира на дороге, не чувствуют угрызений совести? Но я думаю, тут не только в совести дело — юридически этот поступок тянет на статью «Оставление человека в опасности».
(Для сведения: статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» предусматривает для виновного штраф до 80 тысяч рублей, или исправительные работы до 360 часов, или лишение свободы на срок до года).

В погоне за прибылью

В письме в редакцию, под которым стоят подписи 60 жителей поселка Синдор, люди прямо задают вопрос: почему на пассажирском транспорте республики коммерческие интересы сегодня стоят дороже человеческой жизни? Почему нельзя составить расписание междугородных рейсов таким образом, чтобы они завозили пассажиров хотя бы в такие крупные населенные пункты, как Синдор?
«Жителей придорожных поселков часто провозят мимо места назначения, — рассказывают авторы письма. — И всякий раз виноватым водители делают пассажира: дескать, почему он заранее не предупредил водителя об остановке? Но позвольте, у водителя есть путевой лист с указанием всех остановок. Зачем он вообще нужен, если всю ответственность в подобных ситуациях перекладывают на пассажиров?»
Как пояснил нам председатель рескома профсоюза автотранспортников Иван Урсу, правила перевозки людей на междугородных автобусных линиях одни из самых строгих на пассажирском транспорте, они регламентируют каждое действие водителя автобуса.
— Другое дело, как выполняются эти правила, — говорит Иван Семенович, который большую часть своей профессиональной карьеры провел именно за рулем автобуса. — Беда в том, что сегодня нет порядка в организации автобусных перевозок вообще и междугородных в частности. В погоне за прибылью водители спешат и далеко не всегда выполняют регламент. Все это подогревается тем, что наряду с легальными перевозчиками существуют и нелегальные. И те, и другие начинают работать по принципу: «Бери больше, вези дальше, быстрее», забывая о безопасности пассажиров.

Билет в один конец

«Трибуна» связалась со специалистами управления транспорта Министерства развития промышленности РК. Именно эта структура заключает договоры на межмуниципальные пассажирские перевозки с автопредприятиями и по идее должна контролировать то, как автотранспортники выполняют правила перевозок.
По мнению начальника управления Владимира Котова, синдорцы поднимают в своем письме сразу две проблемы:
— Первая проблема — это заезд автобусов в Синдор. Мы, конечно, будем изучать этот вопрос: соответствует ли состояние дороги на Синдор нормативам? Но главное то, что удлинение маршрута хотя бы на 10 километров отразится на стоимости билетов. А готовы ли все пассажиры платить дополнительные деньги за тех немногих жителей Синдора, которых придется завозить? Боюсь, пассажиры этого направления просто будут отдавать предпочтение многочисленным частникам.
Что же касается гибели Алексея Ляутова, то руководитель управления сообщил, что чиновники сейчас выясняют, автобусом какого предприятия добирался домой инженер из Синдора, по каким причинам его своевременно не высадили на повороте в поселок.
— В случае необходимости, — пообещал Владимир Котов, — руководству предприятия будет дано указание провести с водителями разъяснительную работу.
Напомним, с момента гибели Алексея Васильевича прошел уже месяц. За это время подобная история могла случиться уже не один раз. Впрочем, и обещанная руководителем управления «разъяснительная работа» — не слишком твердая гарантия для синдорцев, которые каждодневно подвергаются смертельному риску.
А чтобы было легче искать того, кто высадил жителя Синдора в глухой тайге, сообщаем: в кармане погибшего был автобусный билет, указывающий, что из Сыктывкара он выехал в 13.15 автобусом маршрута № 567 Сыктывкар—Ухта. Билет куплен в кассе ООО «Автоперевозчик». Маршрут выполнял ООО «Междугородные перевозки»

Владимир ОВЧИННИКОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники