В кризис правительство решило материально помочь сыну миллиардера

С 15 ноября в России введен очередной дорожный налог. С грузовиков массой свыше 12 тонн начали взимать плату за проезд по федеральным трассам. Это вызвало негодование у дальнобойщиков — и волна протестных акций катится сейчас по всей стране.

KAB_2968_preview_610 копия
Павел Поташов: «Почему дальнобойщики должны платить частной структуре?»

Дерут три шкуры

Очередную фискальную атаку на население российское правительство объясняет тем, что в казне не хватает средств на ремонт дорог. При этом чиновники ссылаются на опыт западных стран, где большинство дорог действительно платные.
Простых обывателей, как обычно, пытаются обмануть. Ведь на самом деле дорожными сборами давно обложили всех владельцев машин. Во-первых, это транспортный налог, средства от которого как раз и должны идти на поддержание автотрасс в нормальном состоянии. Во-вторых, это введенный государством акциз на бензин. То есть уже в самой цене топлива для машин заложены средства на транспортную инфраструктуру.
Но фискалам этого показалось мало. Теперь они ввели еще и третий налог — на грузовой транспорт. Причем пострадают от этого не только сотни тысяч водителей и собственников грузовиков. Новое налоговое бремя ляжет на плечи каждого россиянина. Ведь в себестоимости перевозки любого груза — всех продовольственных и промышленных товаров – теперь появятся дополнительные затраты. Значит, снова вырастут цены на товары и услуги.
Планировалось, что дальнобойщики уже с 15 ноября будут платить по 3,73 рубля за 1 километр пути по федеральной трассе.
После акций протеста, устроенных водителями грузовиков на российских дорогах, правительство немного уменьшило фискальный пыл и установило так называемый «переходный период»: до 1 марта 2016 года тариф составит 1,53 руб. за 1 км.

Прошел вне конкурса

Депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили в Генпрокуратуру РФ запрос, где просят проверить фирму «РТ-Инвест транспортные системы», которая и будет собирать деньги с владельцев грузовиков.
Депутаты утверждают, что компания получила это право «без проведения конкурсных процедур». И отмечают, что введение дополнительной платы за грузоперевозки неизбежно повлечет за собой рост цен на продовольствие.
Сомнительно, что правоохранители должным образом отреагируют на депутатский запрос. Ведь одним из учредителей фирмы «РТ-Инвест транспортные системы» является 42-летний Игорь Ротенберг. Это сын известного предпринимателя Аркадия Ротенберга, которого многие считают особо приближенным к российской власти.
По оценкам экспертов, компания, где в соучредителях значится сын олигарха, ежегодно будет получать 10,6 млрд рублей из собранных средств, причем эта сумма будет индексироваться.

«Платон» не друг, а истина не в дорогах

По мнению вице-председателя Коми отделения «ОПОРЫ РОССИИ», сопредседателя ОНФ Павла Поташова, дополнительные деньги, которые уже начали собирать с дальнобойщиков с помощью системы «Платон», никак не повлияют на состояние российских дорог, несмотря на все обещания чиновников. Деньги эти не пойдут в российский бюджет, поскольку оператором системы стала небольшая частная компания.
— Зайдите на сайт газеты «Коммерсант», других экономических изданий – и вы узнаете, чьи уши торчат за этим проектом, — с горячностью говорит Павел Валентинович.
— При чем тут дороги? С того момента, как правительство Дмитрия Медведева снизило плату за проезд с трех рублей до рубля с копейками за километр, сразу же было заявлено: эти деньги пойдут целиком и полностью владельцам бизнеса для того, чтобы окупить стоимость оборудования — всех этих рамок и приборов, — продолжает П. Поташов. — Но с какого перепугу дальнобойщики должны возмещать потери этой частной структуре? Кстати, в конечном итоге этим частникам будут платить даже не транспортные компании, а все жители страны, потребители, что приходят в магазин за хлебом и солью.
— «Опора России» уже подсчитала, как повлияет новшество на цены в Коми?
— Посчитать это пока очень сложно. Может быть, реальные затраты производителей, перевозчиков, торговли и т. д. увеличатся на 2-3 процента. Но на деле уже муссируется тема о том, что «Платон» подбросит стоимость товаров на 10 процентов. А раз об этом говорят, все будут ориентироваться именно на эту цифру. Так у нас всегда бывает.
— С начала экономического кризиса правительство демонстрирует желание обуздать рост цен. И в то же время, получается, делает все, чтобы, наоборот, их поднять…
— Да, совсем еще недавно власти в Коми собирали предпринимателей и убеждали: «Ребята, не повышайте цены на социально значимые продукты, войдите в положение, экономическая ситуация сложная, а мы все в одной лодке». Тот же призыв шел из Москвы — чиновники, общественники бегали по магазинам, мониторили прилавки, пугали, убеждали, взывали к совести.
И в то же самое время власти продолжают штамповать законодательные акты, которые подстегивают рост цен, давят на малый бизнес. На 16 процентов повышается единый налог на вмененный доход, держателей патентов заставляют приобретать кассовые аппараты, запускают «Платона» на дороги и так далее.
Бизнес-сообщество давно предлагает простой и эффективный способ увеличения сборов на строительство и содержание дорог. Нужно всего лишь ввести акцизный сбор на солярку. Если машина имеет 600 лошадиных сил, то она и топлива потребляет больше. Кто богаче, кто тяжелей, кто наносит больший ущерб дорожному покрытию, тот и платит больше. Кого сегодня это не устраивает?
Введение столь радикальных новшеств, как «Платон» — вопрос государственной важности. Подобные вопросы должны на самом раннем этапе проходить общественную экспертизу, обсуждение. Должны работать аналитики, которые заранее должны просчитывать последствия — экономические, социально-политические.
А тут кулуарно приняли документ, хлопнули сверху печатью — и вперед. Куда, мол, они денутся? А когда дальнобойщики вышли на дороги с протестами, правительство тут же дает задний ход, вдвое снижает установленную цену за километр. Это все идет не от силы государственных органов, а от их слабости, не проработанности решений.

Виктор СЕМЕНОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники