В Усть-Цильме сварили ритуальную кашу

Вчера Усть-Цильма отгуляла традиционную «Горку». Нынче праздник длился несколько дней, с 7 по 12 июля. Но вершина его – Петровщина, ночь с 11 на 12 июля. Такую Петровщину отмечают только в Усть-Цильме, и праздник этот уникален, потому что пришел к нам из глубокой старины и существует уже пятый век.


Начинается праздник накануне. Устьцилемы по традиции водят хороводы, поют. Проходят праздничные гулянья и, конечно, ярмарка. Так люди отмечали короткое северное лето и начало сенокосной поры на знаменитых заливных лугах.
Вечером собирались на берегу реки, жгли костры и все вместе варили «петровщину» — кашу. Она и была символом, ритуальным, поминальным блюдом. Обязательна на столе рыба, ведь Петр — покровитель рыбаков.
Как раз в это время к берегу села приставали многочисленные купеческие суда, которые везли на Печору товар. Приезжали гости из соседних сел. Проходила большая ярмарка. Говорят, что Андрей Журавский первый раз попал в Усть-Цильму именно в этот день, и она поразила его неожиданным праздником, яркими костюмами, хороводами. Может, потому и влюбился он в этот край?
Строго говоря, «Горку» здесь гуляют трижды — на Николу вешнего (22 мая), на Иванов (7 июля) и на Петров день (12 июля). Самые большие гулянья — от Иванова до Петрова дня. Уникальный этот праздник сохранился и потому, что устьцилемы жили отдаленно, изолированно (сюда даже крепостное право не добралось) и потому что строго оберегали свои веру, язык, обычаи, культуру.
— …Ну-ко наряжайся, на «Горку» пойдешь, — пожилая устьцилемка Евдокия Кокина достала яркий сверток. — Я вот тебе свой наряд дам.
Костюмы здесь берегут веками и передают по наследству. У Евдокии он настоящий, старый. Стоит такой довольно дорого, надевают его очень редко. Хранят, сложив особым способом. В семье, где росла Евдокия, было 10 детей, из них 9 девок. Но наряды у них есть, хоть и стоят немалых денег.
Самой мне, никогда не бывавшей на «Горке», вряд ли удалось бы надеть этот сложный костюм. Сначала — «рукава» (это рубаха), потом — сарафан, передник, бусы, а на талии золотистый поясок. На голову — плат, это шаль, повязанная особым способом. Под нее женщины должны плотно убирать волосы. «Опростоволоситься» нельзя — стыдно.
— Цепь-то береги, она старинная, настоящая, — продолжала Евдокия, повесив мне на шею вместе с бусами серебряную цепь особого плетения. – Ой, баско!

Людмила КУДРЯШОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники