Выпускники вузов идут «налево», не желая работать по специальности

— Ухта в перспективе может стать республиканской «силиконовой долиной», — заявил врио главы Коми Сергей Гапликов на торжественном открытии нового бизнес-инкубатора на базе УГТУ, построенного при поддержке газовиков.

DSC_0889 DSC_0876

«Силиконовая мечта»

— Сегодня здесь закладывается еще один кирпич в фундамент будущего Ухтинского технопарка. Буквально на днях подаем заявку в Агентство стратегических инициатив с предложением о создании еще и детского технопарка также на базе Ухтинского университета, — сообщил врио главы. — Тем самым начинаем системную работу по выращиванию молодых специалистов, ученых, чтобы они своим трудом показывали и коммерциализировали современные разработки. У нас есть мощная ресурсная база, наша задача — инновации, инвестиции в переработку и расширение нашего промышленного потенциала. Здесь, на этой площадке, все это будет в таком тепличном климате развиваться, улучшаться, взращиваться, и УГТУ должен стать одним из форпостов развития экономики региона.
В прошлую пятницу в Ухте состоялся региональный форум ОНФ, посвященный проблемам профессионального образования. В тот же день был открыт и бизнес-инкубатор, который расположен на территории студенческого городка.
Инкубатор получился с размахом: в семиэтажном здании — 32 офисных помещения, два конференц-зала, четыре переговорные комнаты, коворкинг-центр, выставочная зона, столовая и т. д. Помимо студентов УГТУ, «целевая аудитория» бизнес-инкубатора — предприниматели, представители компаний-инвесторов, государственных структур, старшеклассники городских школ.

DSC_0152 DSC_0045 DSC_0029

Кадровый голод

На сам же форум — обсудить вопросы профобразования — собралось более 600 участников. От представителей власти и общественников до ученых, преподавателей и студентов.
Атмосфера на форуме была отнюдь не праздничной. Говорили, в основном, о больных проблемах — кадровых, финансовых, организационных.
— Оптимизация, которая происходит в системе высшего образования, может привести к негативным последствиям. Мы можем уменьшить расходы на образование, количество учебных заведений, но тут же сталкиваемся с тем, что в базовых отраслях не хватает кадров, — выступая на форуме, отметила представитель центрального штаба ОНФ Ольга Савастьянова.
В свою очередь начальник управления образования Ухты Наталья Безносикова тоже сетовала на острую нехватку педагогических кадров. По ее словам, ситуация в городе принимает угрожающие размеры — заявлено уже 147 вакансий!
По мнению доктора технических наук, проректора УГТУ Эмина Ягубова, одна из важных проблем профобразования — отсутствие тесного взаимодействия между различными учебными заведениями и работодателями. Для качественного образования необходимо единое образовательное пространство: школа — вуз — предприятие.
Такой положительный опыт подает сегодня как раз УГТУ. Университет активно взаимодействует со школами и с несколькими стратегическими партнерами.
Но этот пример, увы, едва ли не единственный.
Директор Дворца творчества детей и учащейся молодежи Сыктывкара Татьяна Астарханова отметила, что после окончания учебного заведения, почти 50% выпускников не идут работать по полученной профессии. Сегодня в корне нужно менять такую систему подхода подготовки кадров. По ее мнению, стоило бы возродить советскую систему, когда за каждой школой было закреплено базовое предприятие.
По мнению специалистов учебных заведений, необходимо внести изменения в правила приема абитуриентов. Сейчас выпускник одновременно может сдать документы в пять вузов. Это провоцирует молодежь на то, чтобы покидать родной регион. Поэтому назрела необходимость снова ограничить возможность подачи документов до одного-двух вузов.

Бумажный вал

О бумажной рутине в вузах поведала начальник учебно-методического управления СЛИ Зинаида Боровлева. При аттестации учебного заведения федеральный центр требует огромное количество документов, причем — в бумажном виде. Как рассказала З. Боровлева, недавно вуз отправил в Москву 150 килограммов различной документации! Специалисты вынуждены заниматься бумаготворчеством в ущерб реальной работе со студентами.
Критерии оценки качества профобразования должны быть пересмотрены, а разработка федерального образовательного стандарта приостановлена — к такому выводу пришли участники мероприятия. Причем большинство выступающих явно ностальгировало по советской системе образования, предлагая заимствовать из прошлого самое ценное, рациональное.
— Систему профессионального образования сегодня больше интересуют не кадры, которые будут работать на экономику, а процент выпускников, отчеты по итогам выпуска, которые пошли по специальности. И пока этот показатель будет доминировать, система будет выполнять лишь план по валу, — считает доктор педагогических наук, член комиссии по науке и образованию при председателе Госдумы РФ Сергей Гиль.

Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники