Взлеты, посадки, падения. Девяносто лет назад открылся первый пассажирский рейс из столицы Коми края

История Коми гражданской авиации совсем не похожа на полет комфортабельного пассажирского лайнера, который после быстрого разбега стремительно набирает высоту. «Разбег» длился пять лет, «полет» шел на разных высотах и сопровождался падениями.

Первый летчик

Уроженец Усть-Ухты, крестьянский сын Петр Истомин совершил свой первый полет на гидроплане в 1916 году, когда подавляющее число жителей Коми края самолеты в глаза не видели. В 1913 году его призвали в армию и отправили в Кронштадтскую школу машинистов. А через три года он опять оказался в Кронштадте, чтобы учиться в Военной школе бортмехаников воздушных аппаратов. В 1918 году Петра Анисимовича направили на борьбу с Колчаком.
19 мая 1919 года самолет Истомина попал под огонь белой флотилии и вынужден был сесть на ближайшее озеро. Добраться до берега ему не удалось, и механика подобрал белогвардейский катер. Через 12 дней Истомина расстреляли.
В мае прошлого года имя Петра Истомина было официально присвоено аэропорту «Сыктывкар». Такой выбор сделали жители столицы Коми в ходе голосования на сайте «Великие имена России».

Первые пассажиры

Первым самолетом, показавшимся в небе Коми, стал гидроплан Junkers W34 Центрального совета Авиахима. 14 августа 1925 года в ходе агитационного полета под названием «Смычка города с деревней» «Юнкерс» приводнился на Сысолу возле Усть-Сысольска. Горожане с удовольствием ходили поглядеть на это чудо, а гидроплан совершил несколько показательных полетов над городом. Одним из первых пассажиров стал известный журналист, поэт и драматург Виктор Савин. Своими впечатлениями он поделился в газете «Югыд туй».
В 1930 году 6-местный самолет «Дорнье Комета» общества «Добролет» сел на лед Сысолы в районе местечка Париж и совершил первый пассажирский рейс по маршруту Архангельск – Котлас – Сыктывкар. Полет длился 8 часов и был серьезным испытанием для пассажиров. Кабина не отапливалась, машину бросало в воздушные ямы, а стоило это удовольствие 170 рублей (зарплата рядового учителя составляла 32 рубля в месяц).
Поначалу нечто вроде аэродрома соорудили в местечке Тентюково, на берегу у слияния рек Сысола и Вычегда. Зимой самолеты садились прямо на речной лед.
И только в 1934 году для них нашли более подходящее место – пашню колхоза имени Кирова возле местечка Кируль. Поле как следует утрамбовали, но о бетонном покрытии пока не было даже и речи.

Останки ТУ-134. 2 июля 1986 года под Сыктывкаром.

АН-10, севший «на брюхо» в Сыктывкарском аэропорту.

До войны и после

В 1936 году было создано самостоятельное Сыктывкарское авиазвено 33-го отдельного Архангельского авиаотряда, что позволило совершать регулярные рейсы. Спустя два года на «кукурузнике» По-2 открылась еще одна авиалиния: Сыктывкар – Объячево – Киров. А к началу войны пилоты Сыктывкарского летного подразделения возили пассажиров еще и в Ухту, Усть-Цильму, Ижму, Усть-Усу, Кожву, Усть-Кулом, Троицко-Печорск и Княжпогост.
С этого времени начинается и отсчет небесных катастроф. Открыли печальный список начальник воздушной линии Лев Ковалевский и бортмеханик Илларион Поплавский. Их Junkers разбился 13 апреля 1934 года в районе Усть-Цильмы.
Воздушная линия, связавшая столицы Коми республики и СССР, появилась в 1948 году. Пассажиры отправлялись тогда по маршруту Сыктывкар – Горький – Москва на двухмоторных Ли-2, созданных на базе американского Douglas DC-3.
У этого лайнера было важное преимущество – он мог обойтись без бетонной взлетно-посадочной полосы. Правда, дождливым летом 1955 года сыктывкарский аэродром так развезло, что Ли-2 пришлось сажать в Пезмоге, а оттуда пассажиров небольшими партиями доставлять в столицу Коми на маленьких бипланах Ан-2.
К 1957 году взлетно-посадочные полосы забетонировали и на смену Ли-2 пришли более комфортабельные, но тоже двухмоторные Ил-14, бравшие на борт уже 35 пассажиров. Увы, именно с этим лайнером связаны первые крупные трагедии. Одна из них произошла 20 июля 1960 года, когда Ил-14 выполнял рейс Ленинград – Горький – Сыктывкар. Метеорологи почему-то забыли предупредить экипаж, что надвигается гроза, и над Сысольским районом в самолет попала молния. 19 пассажиров и 4 члена экипажа погибли. А 4 декабря того же года над деревней Черпово Горьковской области разбился еще один Ил-14, выполнявший рейс Горький – Сыктывкар. Причиной катастрофы стал пожар двигателя.

Гидроплан Юнкерс в Усть-Сысольске.

«Пузатик» и «Тушка»

В 1960-е годы Ил-14 переключили на внутриреспубликанские авиалинии. На дальних маршрутах их сменил пузатый четырехмоторный Ан-10. Полет до Москвы и Ленинграда занимал на нем всего 2 часа 20 минут, причем без посадок, а на борт машина брала 110 пассажиров.
8 февраля 1963 года прямо на глазах сыктывкарцев Ан-10 упал и разбился в районе пригородного поселка Верхняя Максаковка. К счастью, пассажиров на борту не было, поскольку «пузатик» выполнял тренировочный полет, но погибли семь членов экипажа. Как выявило расследование, обледенели воздухозаборники, кроме того, лед попал в компрессоры двигателей.
В 1972 году после очередной аварии (на этот раз под Харьковом) полеты Ан-10 с пассажирами были прекращены. Это был серьезный удар по Коми гражданской авиации. К этому времени самолеты этой марки летали из Сыктывкара не только в Москву и Ленинград и другие города советского Союза.
Сыктывкарский аэропорт опустел, большей части пассажиров пришлось пересаживаться на поезда. Так продолжалось до тех пор, пока в небе над Сыктывкаром не появился первый турбореактивный лайнер Ту-134.
«Тушка» брала меньше пассажиров, но полет до Москвы занимал всего 1 час 50 минут. Этот лайнер оказался более надежным, хотя и с ним не обошлось без трагедий.
2 июля 1986 года самолет выполнял рейс Воркута – Сыктывкар – Москва. В сыктывкарском аэропорту «тушка» пополнилась еще пятью пассажирами, среди которых были два болгарских лесоруба. Через десять минут после вылета из столицы Коми командир получил сигнал о задымлении в багажном отсеке. Проверить это сообщение отправился бортмеханик, который вскоре вернулся и доложил о возгорании.
Командир сообщил о ЧП диспетчеру, развернулся в сторону Сыктывкара и приступил к снижению, но подходящей площадки для аварийной посадки не нашлось. И тогда командир принял решение садиться прямо на лес посреди обнаруженной полянки. В 75 км от Сыктывкара «тушка» столкнулась с верхушками деревьев, пронеслась, разрушаясь на ходу, почти двести метров, коснулась земли и промчалась еще 145 метров. Оставшиеся в живых пассажиры выбирались из самолета через служебную дверь переднего багажного отделения, форточку кабины и разломы фюзеляжа. «Счастливчикам» пришлось дождаться вечера, пока их не обнаружил, а затем и эвакуировал спасательный вертолет. Погибли 45 взрослых пассажиров, 7 детей, штурман и бортмеханик. Точные причины аварии установить не удалось. По одной из версий, болгарские лесорубы захватили с собой наполненную бензином бензопилу «Урал», которая и загорелась во время полета.

АН-10 в Сыктывкаре.

Герои мирного времени

К счастью, воздушные происшествия не всегда заканчиваются трагически. Бывали случаи, когда летчикам удавалось сохранить и лайнер и жизни пассажиров. Один из них произошел в 1969 году с невезучим Ан-10, когда на подлете к Ухте у «пузатика» заклинило шасси, и с земли поступила команда вернуться в Сыктывкар. Полтора часа «аннушка» кружила над столицей Коми, вырабатывая топливо, после чего командир лайнера Александр Гришин посадил его на брюхо. За это его наградили орденом Октябрьской революции, а члены экипажа получили медали «За отвагу».
Еще один такой случай произошел 25 июля 1995 года в московском аэропорту Шереметьево. Ту-134, следующий по маршруту Москва – Сыктывкар, пробежал по взлетной полосе 1135 метров, когда на его пути оказался лайнер перуанской авиакомпании. Еще пара секунд и трагедия стала бы неизбежной, но командир корабля Сергей Княжев резко потянул штурвал на себя и «тушка» перепрыгнула через иностранный лайнер. Затем российский самолет вновь набрал высоту, и полет прошел благополучно. Сергей Княжев получил орден Мужества.

Соколовка. Въезд на лётное поле.

Не все так плохо

К концу восьмидесятых авиация Коми достигла пика – самолеты перевозили до 2,5 миллионов пассажиров в год. Своими воздушными воротами обзавелись большинство городов и районных центров республики. Аэропорт «Сыктывкар» стал восьмым аэропортом в СССР, осуществляющим прием самолетов по минимуму погоды первой международной категории. Это позволило повысить его статус и осуществлять прямые рейсы в Софию, в Варну и Бургас. Однако дальше аэропорт развиваться не мог, поэтому в 1981 году Москва приняла решение о строительстве аэропорта в местечке Соколовка в 20 км от Сыктывкара.
Но рыночные реформы больно ударили по гражданской авиации, количество авиаперевозок в Коми резко сократилось. Стройку заморозили, когда аэропорт был готов на 80 процентов, и его дальнейшая судьба пока никому не известна.
И все-таки аэропорт «Сыктывкар» сохранил статус международного. В последние годы стала возрождаться малая авиация. Столица Коми снова связана воздушными мостами с Ухтой, Воркутой, Печорой, Усинском и Усть-Цильмой. А это значит, что гражданская авиация региона вновь на подъеме.

Андрей ЛИСОВ.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники