Почему Ижемский район превращается в «большую помойку»?

Два года назад «Трибуна» впервые рассказала про «мусорную войну» в Ижме. Напомним, что «бои» развернулись вокруг строительства полигона. Земельный участок для опасного объекта в Ижме районные чиновники выбрали без учета мнения населения. Ижемцы, не согласные с таким соседством, вышли тогда на многочисленный митинг. Что же изменилось с тех пор? Увы, хвастаться нечем…
— Людям по-прежнему некуда девать мусор, вот и возят в ближайший лес вокруг села, — говорит житель райцентра Михаил Семяшкин.

«Отхожие места»

Еще в 2009 году районный суд обязал местные власти построить современный полигон. Срок определили до 1 января 2014 года. После этого «лед тронулся». Спустя три года был заключен договор на обследование участков под полигон ТБО в селе Ижма и площадки хранения отходов в селе Сизябск.
«Отхожие места» определили в 7 км от райцентра, в Сизябске — почти рядом с селом. Строительство спроектировали в два этапа. Согласно документам, для начала нужно было спилить 100 деревьев, разработать грунт, разровнять площадки, установить металлические ограждения и поставить ворота. На подготовку территории под площадку для хранения ТБО, по документам, в 2013 году была потрачена внушительная сумма — 14 миллионов 46 тысяч рублей (более 11 млн руб. — из республиканского бюджета, 2,8 млн руб. — из местного).
По результатам двух аукционов по первому этапу строительства межпоселенческого полигона в Ижме и объекта хранения ТБО в Сизябске работы выполнило некое ООО «СтройТехСервис», которое ранее было зарегистрировано почему-то в частной квартире Сосногорска.
На втором этапе, запланированном на 2014 год, должны были установить две дизельные генераторные установки. Цена контракта — 7,1 миллиона рублей. Положительное заключение было получено в мае, но из-за затянувшейся процедуры прохождения государственной экспертизы аукцион был проведен осенью. Однако аукцион был признан несостоявшимся — заявился лишь один участник.
И все-таки на основании письма финансового управления районной администрации контракт был заключен. Причем — с тем же единственным участником-подрядчиком — ИП Никулин Иван Николаевич. По сути это тот самый подрядчик, который на первоначальном этапе обустраивал площадку, с той лишь разницей, что ООО превратилось в ИП.
На последней сессии райсовета депутат Эмилия
Братенкова обратилась к представителю прокуратуры с вопросом: как же объяснить сей удивительный факт, что контракт на выполнение работ по обустройству площадки был подписан 20 октября, а к 18 октября уже работы были завершены?
Жители района отмечают, что на стройплощадке представители подрядчика в этом году снова сняли сетку-ограждение вокруг площадки (35 на 35 метров), год назад ими же и натянутую. Потом сняли слой щебня на площадке, которым сами же покрывали, затем закопали четыре емкости, опять положили щебень, сделали бордюрчик, снова натянули сетку вокруг площадки и починили входную дверь, которую уже успели сломать.
Депутат райсовета Николай Рочев заявил, что намерен инициировать проверку освоения миллионных бюджетных денег на строительстве объекта.

Бесхозная куча

Ежегодно в Ижемском районе образуется 11 тысяч тонн ТБО. Значительная часть отходов попадает на «дикие», несанкционированные свалки близ населенных пунктов.
Райцентровская свалка появилась еще в советские времена, и многие годы здесь хозяйничали бомжи. Кстати, именно благодаря бомжам-«смотрящим» тут поддерживался определенный порядок. Теперь же, по мнению ижемцев, это просто большая (площадь — 5 га) помойка. Она находится в 600 метрах от жилых домов и, конечно, не соответствует никаким экологическим требованиям.
Свалку должны рекультивировать, но… только после строительства нового полигона. По муниципальной программе утилизации отходов на это мероприятие будет выделено более двух миллионов рублей.
Но дождутся ли ижемцы нового полигона? Еще на совещании Госсовета в конце октября руководитель Минприроды отметил, что ведомство сталкивается с проблемой по созданию официальных свалок. В республике недостаточно средств на строительство всех запланированных полигонов для хранения и утилизации ТБО.
Сроки госэкспертиз затягиваются, сложности возникают при переводе земли из лесного фонда под строительство. Кроме того, местные бюджеты не обеспечивают свою долю софинансирования строительства, хотя она уже снижена с 20 до 5 процентов. Таким образом, в 2014-2016 годах к финансированию запланированы только те объекты, которые уже прошли госэкспертизу и требующие завершения начатого в прошлом году строительства. Остальные перенесены на 2017-2020 годы.
Ждут строительства соответствующей площадки для складирования ТБО и жители зареченских сел.

Мусорная стихия

Что же касается Сизябска, то там «санкционированная» свалка находится в 1,5 км от села. Время от времени ее пытаются «облагородить» — трамбуют с помощью трактора. Тем не менее многие сельчане предпочитают выбрасывать мусор в ближайшем перелеске.
— Стихийные свалки — наша головная боль, — сетует заместитель главы поселения «Сизябск» Мария Канева. — И создают ее сами же местные жители.
Еще до того, как в селе открыли новую площадку для ТБО, сельчане начали бросать через ограждение мешки с мусором, а на воротах сломали замок.
В других населенных пунктах — Мохче, Бакуре, Варыше — ситуация не лучше.
— Мы провели субботники, в селе организована система сбора отходов, — говорит житель Мохчи Василий Канев. — Но многие односельчане не хотят утруждать себя ходьбой — бросают мусор где попало.
Наталья КОЛОДИНОВА.

Мне нравится
В Телеграмм
В Одноклассники